Бензонасос на Приоре: где установлен, почему не работает, особенности правильной проверки, как снять и заменить устройство, связь с ДПКВ и иммобилайзером

Одну из ключевых ролей в конструкции автомобиля играет топливный насос, посредством которого обеспечивается подача топлива к впускной системе двигателя. На Приоре бензонасос не редко становится причиной того, что возникают нестабильная работа мотора или вовсе автомобиль не заводится. Следует сразу отметить тот факт, что в случае неисправности бензонасоса на Приоре, он подлежит непосредственной замене. Этот механизм является неремонтопригодным, а средний его срок службы составляет около 200 тысяч км пробега. Однако ресурс зависит от разных факторов, как например, качество изделия, особенности эксплуатации. Отзывы показывают, что примерно на пробеге в 100 тысяч возникают проблемы с бензонасосами на Приорах.

Как разобрать модуль бензонасоса на Приоре

Как определить, почему не работает бензонасос на Приоре и где он установлен

Первым делом следует ответить на вопрос «где находится бензонасос на Приоре», который не менее популярен среди автовладельцев, чем «почему не качает бензонасос». Располагается электробензонасос на Приоре непосредственно в бензобаке. Он расположен внутри пластикового топливного модуля. Отличие его расположения по сравнению с карбюраторными автомобилями значительное. Ниже предлагается схема, где показан непосредственно бензонасос, его расположение в бензобаке и основные конструктивные элементы с обозначением их оригинальных кодов.

Схема устройства бензобака и обозначение конструктивных узлов Приора
Схема устройства бензобака и обозначение конструктивных узлов Приора
Обозначение узлов бензобака Приоры и оригинальные номера деталей
Обозначение узлов бензобака Приоры и оригинальные номера деталей

Чтобы добраться до топливного насоса на Приоре, необходимо открыть заднюю дверь со стороны пассажира, и поднять диван. Под ним находится пластиковая крышка, сняв которую можно получить доступ непосредственно к установленному в бензобаке насосу.

Топливный модуль и конструктивные части Приора

Топливный модуль и конструктивные части Приора1

Интересно! На Приоре установлен бензонасос погружного типа. Это означает, что бензин выступает в роли охлаждающей жидкости, исключая вероятность перегрева обмотки ротора (якоря). Двигатель насоса коллекторного типа, а его статор представлен в виде двух магнитов. Топливо также выступает в роли смазывающего вещества, увеличивая ресурс работы механизма. Максимальное потребление тока электродвигателем насоса составляет 6А.

Особенности работы топливного насоса Приора

Необходимость поиска этого устройства возникает в случае, когда он не подает «признаков жизни». Неисправный бензонасос не позволит завести двигатель, поэтому первым делом нужно выявить причину его поломки, и по возможности устранить ее.

Главным признаком того, что неисправен бензонасос, является отсутствие характерного жужжания устройства. При повороте ключа в замке зажигания происходит закачивание топлива в топливную рампу. Это необходимо для того, чтобы при пуске мотора, в цилиндры сразу же подавалось необходимое соотношение топлива с воздухом. Это исключает необходимость продолжительного вращения стартером коленчатого вала.

Разборка модуля ЭБН Приора своими руками

Если бензонасос при повороте ключа не подает характерных признаков функционирования, то важно знать следующее:

  1. Топливный насос не нагнетает давление в системе, если оно там присутствует. Как правило, в этом нет необходимости, если после того, как двигатель был заглушен, не прошло 5 минут. На протяжении этого периода давление в топливной системе сохраняется.
  2. Причиной неработоспособности устройства может быть банальное отсутствие напряжения на контактах. Как правило, чаще всего выходит из строя предохранитель, который отвечает за защиту цепи топливного насоса от коротких замыканий и перегрева по току. Этот предохранитель находится в нише под центральной консолью. Чтобы добраться до него с целью проверки, следует со стороны пассажира снять декоративную накладку. Ниже показаны обозначения располагающихся в этой нише электрических устройств. Среди них также есть предохранитель синего цвета, который имеет номинал 15А (в этой нише установлено 2 предохранителя на 15А, но второй отвечает за защиту цепи стартера, поэтому внимательно смотрим на фото, чтобы определить, какой из двух устройств отвечает за цепь бензонасоса).Реле и предохранитель бензонасоса Приора где стоит
  3. Выход из строя коммутирующего реле. Оно также располагается рядом с предохранителем топливного насоса (показано на фото выше). Выходит реле из строя реже, чем перегорает предохранитель, но в случае исправности последнего, следует проверить коммутирующее устройство. Самый простой способ его проверки — установить вместо него заведомо исправное реле.
Важно! На Приорах разных годов выпуска расположение реле и предохранителей в нише под центральной консолью может отличаться. Ниже на схеме показано, что реле и предохранитель находятся уже слева (на схеме выше справа).

Где предохранитель бензонасоса на Приоре

Ниже на видео показано, где находится реле и предохранитель бензонасоса на Приоре, и как устранить причину неработающего устройства.

Если же реле и предохранитель исправны, тогда не стоит торопиться с заменой бензонасоса. Мультиметром проверяем наличие напряжения на контактах фишки, которая подключается к топливному модулю. Ниже предлагается схема распиновки фишки бензонасоса, благодаря которой можно определить наличие напряжения питания.

Распиновка проводов на модуле ЭБН Приора

Чтобы убедиться, что на топливный насос приходит питание (тем самым исключить вероятность повреждения проводов), нужно отсоединить фишку от модуля, и присоединить к контактам фишки 2 и 3 (средние пины) щупы мультиметра. Попросить помощника включить зажигание. В этот момент на мультиметре должно появиться питание 12В, что свидетельствует об исправности цепи бензонасоса. Кстати, если проделать эти действия сразу, не понадобится проверять предохранитель и реле.

В случае если питание присутствует, тогда проблема неработающего бензонасоса именно в нем. Понадобится снимать топливный модуль, извлекать бензонасос и, скорее всего, менять его. Если же питание отсутствует на фишке, которая подключается к модулю бензонасоса, тогда нужно проверять предохранитель и реле. Если эти элементы исправны, тогда прозванивать проводку, и искать место повреждения. Для прозвонки проводки пригодится электрическая схема подключения бензонасоса на Приоре.

Электрическая схема подключения бензонасоса Приора
Электрическая схема подключения бензонасоса Приора
Электрическая схема разводки реле и предохранителя бензонасоса
Электрическая схема разводки реле и предохранителя бензонасоса

Часто автовладельцы Приор ссылаются на то, что причиной неработающего бензонасоса может быть датчик коленчатого вала. И это действительно так. Если один из проводов датчика коленвала оборван, провода замкнуты между собой накоротко или же у них большое сопротивление при окислении, то ЭБУ будет фиксировать неисправность цепи датчика коленчатого вала. На панели приборов будет гореть «ЧЕК». В итоге при включении зажигания не будет подаваться питание на бензонасос, и поэтому будет отсутствовать характерный звук его работы. Причиной как раз таки и является ДПКВ.

Где установлен ДПКВ на Приоре почему не работает бензонасос

Важно! Это не касается тех случаев, когда датчик выдает неправильные показания (работает некорректно). В таком случае бензонасос будет качать топливо при включении зажигания, но двигатель либо не заведется, либо же запустится, но будет работать с перебоями.

Часто владельцы Приор сталкиваются с проблемой оплавления проводов датчика коленчатого вала, который попадает на выпускной коллектор. Обязательно осмотрите коллектор, и в случае обнаружения на нем провода, идущего к ДПКВ, произведите его осмотр и соответствующий ремонт. После ремонта путем изоляции проводов или замены фишки с проводами, идущей к ДПКВ, исключите вероятность того, чтобы соответствующие последствия повторились. Для качественного ремонта необходимо, соединения проводов залудить, а в качестве изоляции использовать термоусадку. От герметичности этого места зависит, насколько эффективно будет работать датчик. Обязательно уделите этому месту особое внимание.

Как ДПКВ влияет на работу ЭБН

На видео ниже автор имеет в виду датчик положения коленчатого вала. Именно из-за оплавления проводов и их замыкания между собой, ЭБУ при включении зажигания не подавал питания на бензонасос.

Еще причиной того, что не работает бензонасос на Приоре, может быть такое устройство, как иммобилайзер. Суть работы этого устройства в том, чтобы распознавать привязанный к автомобилю ключ. Не будем вникать в детали, так как об этом устройстве будет отдельная статья. Суть проблемы в том, что со временем эксплуатации ключа зажигания происходит деформация платы. Возникают микротрещины на дорожке от чипа, которые становятся причиной того, что не подается питание на бензонасос, и автомобиль не заводится.

Интересно! Решается эта известная проблема путем ослабления болта крепления, которым фиксируется корпус ключа зажигания. Достаточно ослабить затяжку на 0,5-1 оборот, после чего проблема устраняется, но временно.

Иммобилайзер или почему не работает ЭБН на Приоре

Чтобы определить, что насос не работает по причине «глюка» иммобилайзера, можно по такому признаку, как индикация на панели приборов. Если после включения зажигания загорается и горит индикация иммобилайзера (показано выше), значит, необходимо на первое время ослабить затяжку болта на ключе, а в последующем либо заменить ключ или же выполнить пропайку дорожек. Ниже на фото показано проблемное место, которое становится причиной того, что на Приоре не подается питание на бензонасос.

Почему из-за ключа не работает бензонасос Приора

Проверив предварительно все узлы, которые могут влиять на работу бензонасоса, можно приступать к непосредственному снятию изделия и его замене. Как это правильно выполнить, подробно рассмотрим ниже.

Как проверить исправность бензонасоса на Приоре

Необходимость замены бензонасоса возникает не только в случае его полной неисправности, когда он не подает никаких признаков жизни. Часто причиной нестабильной работы ДВС является именно он. Основная причина — снижение производительности. Происходит по разным причинам, и зависит как от качества изготовления устройства, так и от особенностей эксплуатации.

Замена бензонасоса на Приоре

Интересно! Не допускайте езду на автомобиле, если в баке остается менее 5 литров топлива. В этом случае насос может захватывать воздух, что крайне негативно сказывается на его функционировании. Бензин также выступает в качестве охлаждающей жидкости для устройства, и чем меньше его в баке, тем хуже происходит этот процесс. Это означает, что насос с таким подходом к его эксплуатации долго не прослужит.

Характерными признаками необходимости проверки топливного насоса на Приоре являются следующие факторы:

  1. Проблемный пуск двигателя.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу.
  3. Снижение динамики и мощности.
  4. Появление рывков при движении.

Косвенно причина может быть в бензонасосе, который не закачивает бензин до нужного давления. Почему косвенно? Так как причина может быть и в регуляторе давления топлива, который установлен в модуле ЭБН. Чтобы удостовериться в исправности топливного насоса на Приоре, понадобится проверить давление в топливной рампе. Для реализации этого процесса понадобится манометр. Далее предлагается инструкция по проверке давления в системе питания, которая косвенно может указывать на неисправность бензонасоса.

Как проверить исправность топливной системы по давлению
Как проверить исправность топливной системы по давлению

Всевозможные факторы того, почему в системе низкое давление или оно снижается при резком нажатии на педаль газа, указаны в описании выше. Важно также отметить тот факт, что при проведении проверки обязательно удостоверьтесь в том, что после выключения зажигания давление в системе снижается медленно, а не рывками.

Проверка давления в топливной системе Приора

После такой проверки, которую вполне реально произвести в домашних условиях, можно приступать к снятию бензонасоса для его замены. Чтобы выявить точную причину, что приводит к снижению давления в системе, рекомендуется начать с замены регулятора давления топлива. Однако чаще всего причиной является неисправный бензонасос. Именно о том, как произвести его замену на Приоре, рассмотрим в подробностях.

Как снять и заменить бензонасос на Приоре: инструкция по снятию топливного модуля, его разборка и замена топливного насоса

Придя к выводу о том, что необходимо менять бензонасос, необходимо прибегнуть к реализации этого процесса. Процедура на Приоре эта не сложная, и занимает не более пары часов времени. Непосредственно сам бензонасос расположен внутри пластикового модуля. Иногда автовладельцы прибегают к замене модуля полностью, что исключает необходимость его разборки с целью замены электрического насоса. Однако такой подход является более дорогостоящим, хотя и менее энергоемким.

Как разобрать модуль ЭБН своими руками

Приступаем к непосредственной процедуре снятия топливного модуля на Приоре. Для этого первоначально необходимо снизить давление в системе. Это нужно для того, чтобы при снятии подающего шланга, из него не вытек бензин (в системе он находится под давлением около 4 атмосфер). Для стравливания давления в топливной системе существует несколько способов:

  1. Извлечь предохранитель бензонасоса, который находится в нише под центральной консолью. После его извлечения, нужно покрутить стартером несколько раз.
  2. Отсоединить фишку от топливного модуля, и также покрутить стартером, чтобы израсходовать топливо в системе.

Где находится на Приоре бензонасос

После этого приступаем к демонтажу топливного модуля. Для этого необходимо первоначально снять клемму «минус» с АКБ. Далее перемещаемся в заднюю часть салона, и снимаем сидение дивана. Под ним находится пластиковая крышка (люк), прикрученная двумя саморезами под крестовую отвертку. После снятия люка, получаем непосредственный доступ к топливному модулю.

Снять крышку люка для доступа к модулю ЭБН Приора

Перед тем, как продолжать дальнейшие действия, рекомендуется удалить накопившиеся загрязнения на поверхности. Однако к реализации этого процесса следует подходить ответственно.

  1. Можно воспользоваться компрессором, и обдуть сжатым воздухом наружную поверхность модуля. Однако первоначально рекомендуется закрыть всю часть полиэтиленовой пленкой, чтобы вся не попала в салон. Этот способ наиболее приемлемый и безопасный.
  2. Воспользоваться пылесосом. Однако не торопитесь это делать, особенно если на поверхности имеются масляные пятна, потеки бензина или присутствует стойкий запах. Всасывая пылесосом пыль, в прибор поступают пары бензина, которые в итоге могут взорвать электромотор бытового прибора. Пылесосом можно воспользоваться лишь в том случае, если отсутствует запах бензина.

После этого можно приступать к демонтажным работам. Ниже предлагается соответствующая инструкция, как снять топливный модуль на Приоре.

Как снять и заменить топливный насос на Приоре

После снятия люка, приступаем к демонтажу модуля. Крепится он при помощи 8 гаек под ключ на «10». Предварительно отсоединяется фишка с проводами от штекера в модуле, и отсоединяются шланги (подающий и обратный).

Как снять и заменить топливный насос на Приоре1

Рассмотрим также подробное описание процесса разборки топливного модуля.

Как разобрать модуль ЭБН и заменить насос на Приоре

  Как разобрать модуль ЭБН и заменить насос на Приоре1

Проделав соответствующие манипуляции, можно произвести замену не только бензонасоса, но и фильтрующей сеточки или регулятора давления топлива.

Рассмотрим некоторые нюансы, с которыми могут столкнуться автовладельцы, выполняя самостоятельный демонтаж модуля бензонасоса, и меняя устройство. Чтобы отсоединить фишку питания, нужно поддеть «язычок», и потянуть ее на себя. Тянуть нужно не за провода, а взявшись за черную фишку.

Как отсоединить штекер от модуля ЭБН Приора

Далее извлекаем трубки. Трубка с пружинным фиксатором, отвечает за обратную подачу/слив топлива из системы. Для ее отсоединения, нужно нажать на пружинный фиксатор рукой, а затем потянуть за шланг.

Как отсоединить трубки от модуля ЭБН Приора

Способ крепления подающего шланга отличается на Приорах. Убедиться в этом можно, если взглянуть на фото выше. Если крепление имеет аналогичную конструкцию, как и на обратной трубке, тогда для отсоединения шланга, необходимо нажать на пружинный фиксатор, и потянуть его в сторону. Если же крепление имеет пластиковые фиксаторы, тогда для отсоединения трубки нужно нажать двумя пальцами на фиксатор сверху и сбоку, после чего потянуть шланг в сторону снятия.

Как отсоединить трубку от модуля ЭБН Приора

Интересно! Может встречаться крепление на обратной трубке аналогичного типа, как на фото выше, то есть, состоящее из пластиковых язычков. В таком случае отсоединение шланга выполняется аналогичным способом, нажав на фиксаторы.

Как снять трубки с модуля ЭБН Приора

После проделанных мероприятий, необходимо открутить 8 гаек под ключ на «10», и извлечь топливный модуль в сборе. При снятии важно не торопиться, чтобы не повредить поплавок. Снимаем кольцевую пластмассовую проставку (дистанционное кольцо), обращая внимание на ее расположение. Выступ на кольце нужен для того, чтобы язычок модуля попал на этот разрез. Ниже показано, как должна стоять кольцевая проставка. Оригинальный код дистанционного кольца топливного модуля на Приору указан на фото в первом разделе.

Дистанционное кольцо модуля ЭБН Приора

Далее аккуратно очищается посадочное место.

Снятие модуля ЭБН Приора

Наглядный процесс снятия топливного модуля показан в видео ролике ниже.

После извлечения модуля, внутри него останется бензин. Его нужно либо аккуратно слить обратно в бак, или же в другую емкость. Теперь можно приступать к разборке топливного модуля, чтобы заменить бензонасос:

  1. Снимаем стопорное кольцо, которое находится на штыре с пружиной. Выводим его из паза, поддев отверткой, и извлекаем.Снятие стопорного кольца для замены ЭБН Приора
  2. Как выглядит стопорное кольцо вблизи.Стопорное кольцо стержня модуля ЭБН Приора
  3. Далее необходимо отсоединить корпус переменного резистора (указателя уровня топлива) вместе с поплавком. Для этого нужно нажать на фиксаторы с двух сторон, а затем потянуть его вверх. Это нужно сделать предварительно, чтобы при разъединении верхней и нижней частей устройства, не оторвать провода.Как отсоединить ДУТ от модуля ЭБН Приора
  4. Если на модуле стоит датчик уровня топлива (ДУТ) марки 21101, то для его снятия, нужно отжать фиксаторы, и сместить вверх.Разновидность модуля ЭБН Приора
  5. По периметру модуля расположены фиксаторы, на которые необходимо нажать, чтобы вывести их из зацепления с нижней частью, а затем извлечь верхнюю часть вместе с бензонасосом.Как разобрать модуль ЭБН Приора
  6. Вот как все устроено внутри.Что внутри топливного модуля Приора
  7. После разъединения верхней части от нижнего стакана, можно выполнить замену сетки бензонасоса (фильтра грубой очистки).Заменить сетку бензонасоса Приора
  8. Нижнюю часть стакана очищаем от загрязнений.Очистить нижнюю чашу модуля ЭБН на Приоре
  9. Извлекаем бензонасос из посадочного места в модуле.
  10. Отсоединяем штекер питания бензонасоса, нажав на фиксатор.Отсоединить фишку от ЭБН на Приоре
  11. И отсоединяется шланг, ослабив предварительно одноразовый хомут.Снятие хомута на ЭБН Приора
  12. Чтобы его снять (шланг), рекомендуется предварительно прогреть над кипящей в кастрюле водой, но практика показывает, что сделать это можно и без необходимости выполнения этой процедуры.Как снять одноразовый хомут на ЭБН Приора
  13. Сразу же рекомендуется провести ревизию РДТ (регулятор давления топлива), сняв его с модуля, и тщательно прочистив промывкой для карбюратора.Регулятор давления топлива Приора
  14. Меняем насос на новый, и сборку производим в последовательности обратной снятию.

Если прокладка модуля бензонасоса со временем износилась или увеличилась в диаметре, желательно сразу же ее заменить. Ее оригинальный код 21103-1101138-10/11.

Прокладка модуля ЭБН Приора

Подробное описание процесса разборки топливного модуля для замены бензонасоса показано на видео ниже.

Гофрированные шланги при их повреждениях или признаках износа также рекомендуется заменить.

Замена трубок в модуле ЭБН Приора

Важно учитывать, что при сборке составляющих элементов, понадобится приобрести хомут соответствующего диаметра. На автомобиле установлен одноразовый хомут, хотя некоторые используют его повторно. Однако лучше купить новый, тем более что его цена незначительная.

Одноразовый хомут для ЭБН

Если же вы забыли его купить, тогда подойдет обычный резьбовой хомут, но самое главное, не перетянуть натяжку, чтобы не лопнул пластиковый штуцер на устройстве.

Каким хомутом стянуть шланг на ЭБН Приора

После выполненных работ проверяем исправность работы бензонасоса на Приоре. На этом процесс замены завершен, и остается только разобраться в вопросе, какой тип бензонасоса лучше купить на Приору, но это уже совсем другая история.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что крайне важно следить за исправностью топливного насоса. Чтобы он служил долго, нельзя допускать его работу на холостом ходу, то есть, пропуская через себя воздух. Именно это становится основной причиной низкого срока службы бензонасосов на Приоре, с необходимостью замены которых часто сталкиваются автовладельцы. Чтобы насос служил долго, важно также периодически заменять сеточку грубой очистки топлива, так как при ее засорении, происходит работа устройства под нагрузкой. Чтобы всосать топливо, изделию приходится преодолевать препятствия в виде загрязнений на сетке. Только при исправном ЭБН на Приоре, двигатель будет функционировать ровно и стабильно при любых режимах.

Фото взяты из ресурса drive2.ru

Ссылка на основную публикацию