Все о датчике температуры охлаждающей жидкости Приора ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре или датчик вентилятора: возможная причина плавающих оборотов

В конструкции системы охлаждения автомобилей используется такой немаловажный конструктивный элемент, который называется датчик температуры охлаждающей жидкости. При помощи этого элемента контролируется температура ОЖ, которая влияет на работу мотора. Такой конструктивный элемент играет очень важную роль в конструкции инжекторных автомобилей, и поэтому в случае его выхода из строя, необходимо выполнить замену. Для этого разберемся в вопросе о том, что же за задачи решает ДТОЖ, где он находится, признаки неисправности, способы проверки, а также особенности замены и выбора датчика температуры охлаждающей жидкости на Приору.

Внешний вид изделия

Содержание материала

Датчик температуры ОЖ (включения вентилятора) и его предназначение

Температурный датчик или ДТОЖ представляет собой деталь, которая включается в систему охлаждения двигателя, и контролирует процесс его прогрева. Этот элемент не выводит соответствующие значения температуры на панель приборов, так как за это действие отвечает другое устройство (датчик температуры на стрелку ДУТОЖ). ДТОЖ подает сигнал на включение вентилятора для охлаждения радиатора (при температуре от 98 до 107 градусов), через который циркулирует жидкость. Именно поэтому часто в народе такое устройство еще называется датчиком вентилятора. Однако правильное его название ДТОЖ или датчик температуры охлаждающей жидкости.

Кроме включения вентилятора, ДТОЖ на Приоре выполняет еще одну очень важную функцию. Она заключается в корректировании работы двигателя за счет изменения состава топливно-воздушной смеси и установки угла опережения зажигания. Достигается это за счет соединения датчика с электронным блоком управления. На ЭБУ от ДТОЖ подается соответствующий сигнал о температуре двигателя, и в зависимости от поступающих показаний, происходит корректировка работы мотора. Выглядит это примерно следующим образом:

  1. При пуске мотора на холодную, на ЭБУ поступает сигнал о том, что двигатель не прогрет до рабочей температуры (т.е. холодный).
  2. Блок управления принимает решение о приготовлении ТВС в определенной пропорции. Для этого подается сигнал на регулятор холостого хода, который открывает клапан ХХ на соответствующее расстояние (определенное количество шагов), что приводит к увеличению оборотов коленчатого вала. Для быстрого прогрева мотора происходит подача большего топлива через форсунки, а также корректируется угол зажигания.
  3. Когда температура ОЖ поднимается до определенного значения, снижаются обороты двигателя и корректируется состав смеси.

Схема функционирования

Если на карбюраторных автомобилях используются только датчики температуры жидкости для вывода информации на приборную панель, и они не влияют на работу двигателя, то на современных инжекторных моторах устанавливаются два типа устройств. При неисправном датчике ОЖ двигатель чаще всего заводится, и он будет работать, но приготовление ТВС при этом происходит по усредненным значениям в аварийном режиме (ЭБУ в случае отсутствия сигнала от ДТОЖ принимает температуру ДВС за значение 0 градусов). При этом также включается вентилятор, который охлаждает жидкость в радиаторе, чтобы исключить вероятность перегрева мотора (так как ЭБУ не видит реальной температуры двигателя).

Характерными признаками неисправности устройства являются следующие проявления:

  • непредсказуемая работа вентилятора охлаждения. Если же в электрической цепи возникнет обрыв, что случается вследствие повреждения питающего провода или контактов датчика, то вентилятор будет функционировать постоянно;
  • плавание оборотов, так как неисправный элемент подает некорректные сигналы, в результате чего ЭБУ будет стремиться откорректировать оптимальное соотношение смеси;
  • загорается индикация Check Engine, свидетельствующая о неисправности двигателя.

Важно не путать датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре с элементом, который отвечает за вывод информации о температуре ДВС на панель приборов. Это два разных датчика, которые имеют схожий принцип работы, но отвечают за выполнение разных функций. При неисправности устройства, которое выводит значение температуры двигателя на панель приборов, не будет загораться индикация ЧЕК.

Как работает устройство

Это интересно! На Приоре ДТОЖ имеет два контакта, а датчик на стрелку один. Принцип работы устройств одинаковый, а разница между ними лишь в том, что на ДТОЖ сопротивление измеряется между выводами, а на указательном устройстве — между корпусом и контактом.

Принцип работы ДТОЖ на Приоре: как функционирует устройство включения вентилятора

В основе конструкции рассматриваемого элемента используется полупроводниковый элемент — термистор. Когда изменяется температура воздействия на термистор, происходит увеличение или уменьшение сопротивления. Ниже представлена конструкция датчика температуры в разрезе, что поможет понять принцип его работы.

Внутренняя конструкция детали

Подключается такой элемент в цепь при помощи двух контактов. От изменения температуры меняется сопротивление, и как следствие, происходит увеличение или уменьшение величины напряжения в цепи. ЭБУ фиксирует изменения напряжения (падение), и в зависимости от его величины, принимает соответствующие решения о приготовлении смеси и корректировки зажигания. На датчик от контроллера через резистор 2 кОм подается напряжение величиной до 5В, и в зависимости от его колебаний (перепадов), электронный блок определяет температуру двигателя в соответствующий момент времени.

Виды датчиков температуры двигателя: какой тип используется на Приоре

Важно понимать, что существует два типа датчиков температуры двигателя. Отличаются они принципом функционирования, и знать особенности работы нужно для того, чтобы не ошибиться при выборе такого элемента для своего автомобиля. Различают следующие виды ДТОЖ:

  1. С отрицательным температурным коэффициентом (NTC — negative temperature coefficient) — он работает следующим образом: когда температура повышается, происходит снижение сопротивления, и наоборот.
  2. С положительным коэффициентом (PTC — positive temperature coefficient) — он имеет противоположный принцип работы. Когда температура увеличивается, происходит повышение сопротивления.

Изменение напряжения в зависимости от сопротивления

Наиболее распространенными видами являются устройства с отрицательным температурным значением. Именно такие датчики и используются на автомобилях марки Приора. При холодном двигателе максимальное сопротивление термистора ДТОЖ Приоры достигает 100,7 кОм (такое значение будет при температуре -40 градусов). Когда мотор прогревается, увеличивается температура, а значит, и сопротивление падает. При высокой температуре +130 градусов сопротивление термистора составляет порядка 70 Ом. Эти показания являются рабочим диапазоном. При холодном двигателе падение напряжения в цепи будет большим (падает до 18%). По мере прогрева будет происходить его увеличение (до 90%).

Это интересно! Если двигатель холодный, то в цепи напряжение будет составлять около 3,4В, а при его прогревании, значение уменьшается до минимальных показателей (0,15В). Важно знать, какой используется тип датчика на автомобиле, чтобы выполнить его диагностику и проверку на исправность или корректность работы.

Характерные признаки выхода ДТОЖ из строя на Приоре: причины увеличенного расхода

Температурный датчик двигателя или включения вентилятора является одним из главных исполнительных органов блока управления. Неисправность такого устройства влечет за собой некорректную работу двигателя, и следствие такой поломки «бьет по кошельку», ведь при этом значительно вырастает расход топлива. За счет того, что ДТОЖ выполняет очень важную функцию, измеряя температуру двигателя, и передавая информацию на электронный блок, такое устройство выходит из строя редко. Имеется в виду полная неисправность датчика, когда на панели приборов загорается Check Engine, и высвечивается на бортовом компьютере следующие коды ошибок:

  • Р0115 — неисправность электрической цепи ДТОЖ;
  • Р0116 — ошибка датчика в виде выхода значений за допустимый диапазон;
  • Р0117 — низкий уровень сигнала на выходе ДТОЖ (на ЭБУ от датчика поступает напряжение ниже 0,14В);
  • Р0118 — повышенный уровень сигнала от ДТОЖ (выходное напряжение свыше 4,91В);
  • Р0119 — ненадежность контакта датчика. Обычно такая ошибка высвечивается, если сигнал от устройства прерывается.

Оригинальный ДТОЖ на Приору

Различают следующие виды неисправностей датчиков ТОЖ, которые встречаются на Приорах:

  1. Термистор со временем начинает показывать некорректные значения температуры, то есть, врет. Убедиться в этом можно с помощью мультиметра.
  2. Перетирание проводов возле разъема датчика, что приводит также к некорректной его работе.
  3. Снижение качества изоляции.

Характерными признаками того, что рассматриваемый элемент вышел из строя или он «барахлит», являются следующие проявления:

  • на холодную падают обороты двигателя;
  • отсутствие холостого хода или плавающие обороты;
  • нестабильная работа ДВС;
  • невозможность запуска двигателя на горячую (вследствие отказа ДТОЖ);
  • включение вентилятора, что обычно сопровождается совместно с ошибкой Р0115.
Это интересно! Однако самый распространенный тип неисправности ДТОЖ на Приоре — когда вентиляторы охлаждения включаются и выключаются без видимых на то причин, то есть на холодном двигателе или если температура не достигла значения включения.

Внешний вид ДТОЖ

Следствием неисправности устройства является увеличенный расход топлива до 10-15 литров на 100 км.  Категорически противопоказана эксплуатация автомобиля с неисправным ДТОЖ. Если выявлены признаки его неисправности, то следует немедленно прибегнуть к диагностике или замене.

Инструкция по проверке ДТОЖ на Приоре: как просто и быстро узнать, что из строя вышел датчик температуры

Чтобы удостовериться в том, что причиной вышеперечисленных признаков является ДТОЖ на Приоре, элемент следует продиагностировать. Диагностика поможет выявить вид неисправности, а также определить возможность устранения поломки. Сразу нужно отметить, что датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтопригодным, поэтому в случае его неисправности или некорректности функционирования, следует произвести замену. Самый простой способ его проверки — запустить мотор, и отсоединить фишку питания. Если изменится работа двигателя в лучшую сторону, то датчик неисправен.

Проверка детали
Схема проверки исправности датчика

Более углубленная диагностика и проверка ДТОЖ на Приоре происходит следующим образом:

  1. Произвести осмотр датчика, а также фишки и проводов питания. Наличие потертых проводов или прочих дефектов недопустимо, и именно они могут служить причиной возникших неисправностей устройства.Особенности диагностики
  2. Если явных дефектов не обнаруживается, тогда переходим к проверочным действиям. Для этого понадобится воспользоваться мультиметром. Включить прибор в режим измерения сопротивления (в кОм).
  3. Не снимая датчик, измерьте сопротивление на его контактах. Если автомобиль прогрет, то он покажет низкое сопротивление (см. таблицу ниже), а если холодный, то высокие значения. Обязательно выполните проверку устройства при высоких и низких температурах, так как он может «врать» при прогретом двигателе, и давать точные показания на холодном. Такая особенность встречается часто, и это считается дефектом устройства.Проверка мультиметром
  4. Полученные результаты сравнить с теми, которые представлены в таблице ниже.
Таблица зависимости сопротивления от температуры
Таблица зависимости сопротивления от температуры ОЖ

При комнатной температуре сопротивление термистора должно быть в пределах 4450-2796 Ом или 4,45-2,79 кОм. Допускаются отличия в несколько Ом, но если отклонения больше 10 Ом, то устройство работает некорректно. Можно опустить датчик в воду (если он снят), и в зависимости от ее температуры, прибор должен выдать соответствующее значение. Такой способ позволит получить более точные результаты.

Проверка детали своими руками

Опираясь на полученные данные можно судить про исправность изделия. Если значения не совпадают и сильно отличаются от указанных в таблице, значит, ДТОЖ подлежит замене.

Фишка датчика

Это интересно! Если ДТОЖ исправен, то следует проверить наличие напряжения в фишке питания (оно должно быть около 3,3В). Если напряжение отсутствует при включенном зажигании, значит, поврежден провод. Следует искать причину обрыва цепи.

Ниже представлен видео материал, в котором описан подробный процесс проверки ДТОЖ на пригодность.

Где на Приоре установлен датчик температуры ОЖ

Где находится рассматриваемый элемент на Приоре, многие автовладельцы не знают, пока не столкнутся с необходимостью его диагностики или замены. Чтобы не ошибиться, и правильно найти датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре, ниже представлено фото его расположения. Находится он между ГБЦ и термостатом.

Где установлен датчик включения вентилятора Приора

Доступ к нему практически свободный, но для удобства проведения диагностики или снятия, необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра. Важно не путать этот элемент с устройством, отвечающим за вывод показаний температуры на панель приборов. В конструкции системы охлаждения Приоры установлено два датчика температуры: один на стрелку (он находится ниже), а второй на включение вентиляторов и передачи показаний на ЭБУ.

Датчик температуры ОЖ на Приору: технические параметры

Стоимость ДТОЖ на Приору составляет порядка 200-400 рублей. Изделия выпускают разные производители, но наиболее популярными являются устройства Luzar. Датчик температуры ОЖ на Приору имеет артикул 23.3828.

Заводской номер изделия

Он поставляется в картонной упаковке вместе с уплотнительным кольцом (медная или стальная шайба), которое важно при установке не забыть надеть на резьбу. Ниже технические параметры датчика.

Характеристики ДТОЖ Приора
Характеристики ДТОЖ Приора

Перед установкой нового изделия, можно его проверить, измерив величину сопротивления. Это позволит убедиться в том, что вы купили не бракованное изделие. Как выполняется замена, подробно описано ниже.

Как снять и заменить датчик температуры ОЖ (включения вентилятора) на Приоре

Процесс проведения работ по замене датчика не сложный, но перед его реализацией важно знать следующее: перед его выкручиванием, следует открутить крышку расширительного бачка, и стравить давление в системе охлаждения. После этого можно приступать к проведению демонтажных работ, но важно еще учитывать, что после выкручивания изделия из установочного отверстия будет вытекать антифриз. По мануалу — антифриз рекомендуется слить из радиатора в количестве не менее 1 литра, однако практика показывает, что если вы стравите давление в системе, и при этом быстро выполните замену устройства, то вытечет небольшое количество жидкости.

Процесс замены

Это интересно! Важно понимать, что если вы проводите работы на прогретом двигателе, то нужно либо подождать, пока он остынет, либо слить антифриз, чтобы в процессе не получить ожоги.

Процесс замены ДТОЖ на Приоре выполняется следующим образом:

  1. Откинуть клемму «минус» от АКБ. Зачем это нужно делать? Естественно никто не собирается закорачивать контакты, да и вероятность того, что они замкнуться при соприкосновении с металлическими частями двигателя крайне низкая. Однако после извлечения датчика, антифриз может попасть на фишку, и в случае, если на ней будет напряжение (при выключенном зажигании его нет), может произойти замыкание ЭБУ. И поэтому если не отсоединяете клемму от АКБ, то после снятия фишки, отведите ее в сторону так, чтобы исключить вероятность замыкания. Однако чтобы снизить риск, лучше все-таки откинуть клемму на аккумуляторе.
  2. Для облегчения проведения работ, рекомендуется снять кожух фильтра очистки воздуха.
  3. После сливания жидкости в количестве от 1 литра из системы охлаждения (если вы решили идти правильным путем), необходимо отсоединить фишку питания. Для этого нужно отвести язычок, и извлечь фишку.Процесс демонтажа
  4. Выкрутить рожковым ключом на «19» датчик, и если из отверстия вытекает жидкость, быстро установить на место новый датчик, предварительно его подготовив.Где установлены датчики
  5. При установке не забудьте о медной шайбе.
  6. Затяжку датчика выполняйте с усилием в 9,3-15 Нм, используя моментный (динамометрический) ключ.

На этом процесс замены датчика вентилятора на Приоре завершен. Остается сбросить ошибки с БК, и убедиться в исправности работы двигателя, а также отсутствию признаков, которые заставили вас произвести проверку и замену ДТОЖ.