Приоры с завода оснащаются такими устройствами, которые называются катализаторами. Полное название этих деталей — каталитические нейтрализаторы или катколлекторы. Они начали применяться совместно с появлением инжекторных двигателей и введением экологических стандартов Евро-2 и выше. Устройства являются практически неотъемлемой частью выхлопной системы современного автомобиля, и служат для снижения уровня токсичности выхлопных газов. Как и все многие детали, катализаторы с течением эксплуатации автомобиля выходят из строя, что в итоге приводит к ряду некоторых проблем, проявляющихся не только в виде загрязнения атмосферы, но и ухудшения функционирования двигателя. Нужно ли удалять катализатор на Приоре или как правильно решить проблему неисправности этого устройства, рассмотрим более детально.
Содержание материала
Каталитический нейтрализатор выхлопных газов Приора: конструктивные особенности и назначение
Многие не вникают в особенности функционирования таких устройств, как катализаторы, поэтому на вопрос их предназначения, звучит простой ответ — они нужны для того, чтобы снизить количество вредных выбросов в атмосферу (на 90-95%). Конечно, такой ответ является правильным, но каким же образом происходит этот процесс?
Для простоты понимания назначения каталитического нейтрализатора на Приоре и других современных машинах, необходимо знать следующую информацию:
- Такое устройство служит для уменьшения токсических выбросов в атмосферу, что достигается способом разделения азота и кислорода из оксидов. Конструкция способствует дожиганию угарных газов, а также несгоревших в камере сгорания углеводородов.
- Катализатором это устройство называется по той причине, что в химии так называют вещества, способствующие ускорению и образованию химических реакций. В качестве этих веществ выступают разные виды драгоценных металлов, начиная от меди и заканчивая дорогостоящими компонентами: золото, родий, палладий и другие.
- При сгорании ТВС в камерах сгорания в выпускной коллектор поступают выхлопные газы. Состав этих газов самый разный, и зависит он непосредственно от соотношения топлива и воздуха. В выхлопе содержатся как абсолютно безвредные для экологии вещества (азот, вода и углекислый газ), так и токсические, канцерогенные и очень опасные для человека и окружающей среды компоненты. К ним относятся: углеводороды, оксиды азота и окись углерода. Для предотвращения попадания в атмосферу этих опасных компонентов и применяются катализаторы.
Работает каталитический нейтрализатор на Приоре и других автомобилях не сразу после запуска холодного двигателя, а спустя некоторое время, пока не произойдет прогрев сотовой керамической конструкции (бывают также металлические конструкции, которые более эффективны и устойчивы к ударам). На автомобилях Приора используются элементы с керамической основой. Главное их достоинство заключается в сниженной по сравнению с металлическими наполнителями стоимости. Эти соты покрыты напылением из драгоценных металлов: родий, палладий, платина, золото и т.п.
Если говорить простыми словами, то при прохождении вредных веществ через соты катализатора, присутствующих в составе выхлопа, происходит их нейтрализация или обезвреживание:
- несожженные частицы топлива догорают на сотах;
- платина и палладий снижают количество несгоревшего топлива и окись углерода путем их сжигания;
- платина и родий снижают количество выбросов оксидов азота;
- оксиды углерода вступают в реакцию с несгоревшим кислородом, тем самым формируя углекислый газ.
Все эти процессы, проходящие внутри устройства, способствуют изменению состава выхлопных газов. На выходе при исправном катализаторе выхлопные газы состоят из воды, углекислого газа и азота.
Почему катализаторы на Приоре выходят из строя
Причинами возникновения неисправностей катализаторов на автомобилях являются разные факторы. Для керамических устройств характерны следующие воздействия:
- Механические удары, в результате чего происходит растрескивание и осыпание сот.
- Попадание воды на горячий корпус катализатора. Обычно это происходит, если автомобиль заезжает в большую лужу воды. Соты при этом также рассыпаются, как и при механических воздействиях.
- Неисправность системы зажигания. Троение двигателя или невозможность его продолжительного запуска при горячем катализаторе может привести к воспламенению паров бензина с воздухом в выхлопной системе. Такие взрывы очень опасны для катализатора, у которого также рассыпаются керамические соты. Важно понимать, что воспламенение паров бензина в выхлопной системе происходит только при горячем катализаторе.
Это одни из важных негативных воздействий, которые могут повлечь за собой снижение ресурса катализатора. Средний срок службы керамических устройств составляет 150-200 тысяч км пробега. Однако они могут прослужить и дольше, что вполне нормально. Изделия с сотами из металла служат еще больше. Однако срок службы как керамических, так и металлических устройств может быть урезан по ряду других причин:
- низкое качество топлива или использование этилированного бензина;
- попадание в выхлопную систему масла, которое быстро забивает соты;
- проникновение внутрь выхлопной системы антифриза и других жидкостей;
- работа ДВС на обогащенной ТВС продолжительное время, что способствует засорению сот сажей и нагаром. Обычно это происходит, когда мотор переходит в аварийный режим работы. Чтобы минимизировать вероятность снижения срока службы катализатора, следует своевременно устранять возникающие неисправности, которые влекут за собой переход мотора в аварийный режим (например, при неисправности датчика лямбды-зонда на Приоре);
- продолжительная работа мотора на холостом ходу, частые простои в пробках, а также постоянные запуски ДВС и прогревы.
Все эти причины способствуют сокращению ресурса пусть и не самой важной, но дорогостоящей детали современного автомобиля. Оригинальные каталитические нейтрализаторы стоят очень дорого, что связано с присутствием в их конструкции драгоценных металлов.
Какие признаки говорят, что на Приоре вышел из строя катализатор
Вышедший из строя катализатор на Приоре приводит не только к тому, что в атмосферу выделяются вредные и токсичные вещества, но и другим неприятным проявлениям. К ним относятся:
- Ухудшение динамических характеристик двигателя. Автомобиль начинает «тупить», исчезает тяга с низов, медленно набирает обороты и плохо заводится. Водитель также может обнаружить такие признаки, как невозможность набора высоких оборотов (выше определенных значений обычно до 3 тысяч об/мин).
- Изменяется работа двигателя. Проявляется это тем, что бензиновый мотор начинает работать, как дизельный.
- Повышенные вибрации работы ДВС, а также характерный звон и дребезжание выхлопной системы.
- При прогазовывании из выхлопной трубы вылетают мелкие частицы или пыль серого цвета. Это составные части сот катализатора.
- Ошибки на БК или при считывании ELM327, которые свидетельствуют о неисправности второго лямбда-зонда. Здесь список этих ошибок. Однако они являются косвенным признаком того, что из строя вышел катализатор.
- Увеличение потребления топлива.
- Возможно покраснение выпускной трубы, что отчетливо видно в темноте.
- Едкий запах из выхлопной трубы.
- Сложности запуска двигателя. Он может глохнуть на холостом ходу.
Причинами всех вышеописанных проявлений является снижение пропускной способности выхлопных газов. Выходя из выпускной системы двигателя, они скапливаются в корпусе катколлектора, что приводит к формированию повышенного давления. За счет того, что выхлопным газам некуда деваться, двигатель не может функционировать на полную мощность. Он начинает «задыхаться» в своих выхлопных газах, откуда и возникают соответствующие признаки.
Стоит также обратить внимание на пробег автомобиля. На Приоре каталитические нейтрализаторы «отхаживают» обычно не менее 100 тысяч км. Проблемы с ними начинаются уже после 120 тысяч км пробега. Однако все зависит от разных факторов, и если автомобиль эксплуатируется для езды на малые расстояния, и при этом каждый день заводится и длительно прогревается, то признаки неисправности катализатора могут возникнуть гораздо раньше.
Разновидности каталитических нейтрализаторов на Приору: какой лучше выбрать на замену
Автомобили ВАЗ-2170 оснащаются разными типами двигателей (21114, 21116, 21124, 21126 и 21127). В модельном ряду имеются как 8-клапанные моторы, так и 16-клапанные (все объемом 1,6 литра). В зависимости от типа двигателя отличаются и используемые на автомобилях катализаторы. На Приорах устанавливаются следующие типы катализаторов, которые имеют соответствующие артикулы:
- 11183-1203008-00 — устанавливался на 8-клапанные двигатели автомобилей Приора и других марок авто от АВТО-ВАЗ. Имеются две их модификации: нового и старого образца.
- 11194-1203008-10, 11, 12 и 13 — устанавливались на 16-клапанные моторы автомобилей Приора.
Существуют также разные модификации катколлекторов для Приор, которые ставились на разные типы двигателей, но практически все они являются взаимозаменяемыми.
Отличаются изделия не только внешними характеристиками, но и материалами и способами производства. Разные производители предлагают катколлекторы на Приору, которые изготавливаются из листовой стали и чугуна. Причем стальные варианты производятся путем штамповки и сварки, а чугунные — методом литья.
В продаже имеются устройства таких производителей, как «РосСкатАвто», «Delphi» и изделия от «Уральский электротехнический комбинат» и другие. Выбирая новый катколлектор, необходимо уточнить каталожный номер, который указан на корпусе элемента, установленного на автомобиле.
По этому номеру и рекомендуется подбирать нейтрализатор для своего автомобиля. Цена таких изделий зависит от производителя, и варьируется от 2-3 тысяч рублей. Однако выбирая неоригинальные варианты, владелец рискует тем, что устройство едва прослужит 50 тысяч км пробега.
Цена чугунной приемной трубы с катколлектором обойдется дороже аналогов из металла, но при этом водитель получит удовольствие от приятной работы мотора.
Ниже представлена схема приемной трубы с катколлектором и составных деталей с их номерами и артикулами, которые могут понадобиться при проведении работ по замене изделий.
В качестве альтернативы новому катализатору, можно приобрести изделия б/у с разборки. Такие устройства будут стоить значительно дешевле, но самое главное при покупке уточнять пробег автомобиля, с которого был снят соответствующий тип детали.
Особенности правильной замены катколлектора на Приоре: подробная инструкция с фото
Если имеются признаки неисправности катколлектора на Приоре, то изделие рекомендуется заменить. Предварительно деталь можно снять и заглянуть вовнутрь, и если обнаружится примерно вот такая картина, как на фото ниже, то смело можно выполнять замену без лишних рассуждений и поисков истины.
Затронем еще одну тему, которая очень интересна многим — менять ли катализатор на новый или лучше отказаться от него и установить выпускные коллекторы Stihger или паук 4-2-1?
Правильный подход подразумевает применение нового катализатора (на худой конец б/у). Его полное удаление приведет не только к загрязнению окружающей среды, но и неправильной работе двигателя, что связано с подачей соответствующего сигнала диагностическим датчиком кислорода на ЭБУ. Решить проблему поможет установка обманки на датчик или же прошивка «мозгов» с удалением второго датчика лямбда-зонда. Однако сначала рассмотрим правильный путь, и выполним замену непригодного катализатора на Приоре на исправный.
Процедура реализуется путем выполнения ряда следующих действий:
- Загнать авто на смотровую яму. Демонтаж и основная часть работ будут выполняться снизу. Снять защиту двигателя. Все резьбовые элементы рекомендуется обработать смазкой WD-40 или тормозной жидкостью.
- Приступаем к выполнению демонтажных работ. Сначала нужно открутить три гайки крепления ключом на «13» фланца трубы дополнительного глушителя к катколлектору.
- Отсоединить фланец трубы дополнительного глушителя, и отвести в сторону.
- Отключить разъемы датчиков кислорода (№1 и №2). После этого выкрутить оба датчика, используя накидной ключ на «22» или специальную головку.
- Используя ключ на «13», выкрутить два болта крепления нейтрализатора к кронштейну.
- Выкрутить болты крепления кронштейна катализатора ключом на «13». Однако сделать это не так просто, так как подлезть к этим элементам практически невозможно. Если не получается их выкрутить, то можно снять катализатор вместе с кронштейном.
- Далее манипуляции проводим из подкапотного пространства.
- Сначала необходимо ключом на «15» ослабить болт крепления задней опоры двигателя к кузову (обозначен №1 на фото ниже). После этого выкрутить болт №2 (ключом на «15») крепления задней опоры к кронштейну двигателя, и извлечь его.
- Ключом на «13» выкрутить 3 крепежные гайки кронштейна задней опоры к ГБЦ.
- Ниже показано стрелочкой, где находится деталь.
- Выкручиваем 8 гаек ключом на «13», с помощью которых крепится катколлектор. Кронштейн подводящей трубы насоса ОЖ, который фиксируется шпилькой ГБЦ, необходимо отвести в сторону.
- Произвести демонтаж катколлектора из смотровой ямы.
Установка нового элемента производится в порядке обратном снятию. При установке нового катализатора, не забываем использовать новые прокладки под ГБЦ и при соединении с фланцем трубы дополнительного глушителя. Резьбовые части крепежных элементов рекомендуется обработать графитовой смазкой.
Удаление катализатора Приора: нужно ли это делать?
Если катализатор на автомобиле неисправен, то его в срочном порядке нужно заменить, что детально описано в предыдущем разделе, или же удалить. Многие прибегают именно к удалению катализатора на Приоре. Однако этот способ нельзя назвать простым, и далее рассмотрим все по порядку. Существуют следующие способы избавиться от каталитического нейтрализатора на Приоре:
- Демонтировать катколлектор, разрезать его и вычистить все внутренности. После этого заварить деталь, установить на место и продолжить дальнейшую эксплуатацию автомобиля.
- Вместо катализатора установить обычные выпускные коллекторы типа «паук 4-2-1», Stinger и прочие варианты.
Независимо от того, какой вариант будет выбран, понадобится также выполнить следующие манипуляции:
- Обязательно вернуть на место датчики лямбда-зонд, так как они влияют на работу двигателя.
- При удалении катализатора, второй датчик (стоит после устройства) будет показывать ошибку. Устранить этот дефект можно двумя способами. Установить проставку, с помощью которой прибор будет показывать оптимальное значение кислорода в выхлопных газах. Второй способ — произвести перепрошивку «мозгов», и электронным способом удалить второй датчик из схемы работы двигателя. Физически его можно оставить на месте. Однако второй вариант используют зачастую в том случае, если лямбда-зонд неисправен. Если же датчик рабочий, то гораздо проще попросту поставить обманку, и продолжить эксплуатацию ТС.
После удаления катализатора, рекомендуется сделать еще одну доработку в выхлопной системе автомобиля. Она предусматривает применение пламегасителя. Эту роль выполнять катколлектор, и теперь в случае его отсутствия, выхлопная система будет значительно сильнее нагреваться, что ускорит процесс нарушения ее целостности. Пламегаситель позволяет решить эту проблему. Причем устройство можно установить как внутрь болванки, где стояли соты катализатора, так и сразу после выпускного коллектора.
Важно учитывать, что при удалении катализатора, автомобиль не будет соответствовать экологическим нормам Евро-3. Кроме того, если раньше находясь рядом с автомобилем (с заведенным мотором), вы не ощущали неприятного запаха в выхлопных газах, то теперь он будет присутствовать постоянно, как на карбюраторных автомобилях.
Подводя итог, следует отметить, что использование катализатора в конструкции авто не оказывает положительного влияния на работу мотору. Его основная задача заключается только в нейтрализации токсичности выхлопных газов. Теоретически его удалять можно, и многие именно так и поступают, и при этом даже в некотором роде увеличивая ресурс работы ДВС. Однако при этом не исключается вероятность возникновения других проблем, например, сложности с прохождением техосмотра. Однако удалять катализатор на Приоре или нет — это личное дело каждого автовладельца, и ему решать, что предпочтительнее: загрязнение экологии и неприятный запах выхлопных газов или же соответствие стандартам Евро-3.