В основе работы дворников лежат такие важные конструктивные узлы, как трапеция и привод или электромотор. Рассматривать эти детали, а точнее процесс их снятия и замены следует совместно. Связано это с тем, что они соединены между собой (резьбовыми элементами), и снять их по отдельности попросту невозможно. Именно поэтому в материале подробно описана инструкция на тему о том, как выполняется замена трапеции и мотора дворников на автомобиле Лада Приора. Причем вы найдете подробное описание процесса для машин без кондиционера и с кондиционером. Отличие в процедуре хотя и незначительное, но оно имеется, и вы о нем узнаете, изучив этот материал.
Содержание материала
Что такое трапеция: конструкция и признаки необходимости замены (ремонта)
Трапецией на автомобиле называется приводной механизм, состоящий из системы тяг и рычагов, которые совершают возвратно-поступательные движения, осуществляя перемещение щеток стеклоочистителя. На большинстве автомобилей, в том числе, и на Ладе Приоре, такие устройства расположены в нише под лобовым стеклом.
С помощью трапеции происходит создание возвратно-поступательных движений. Достигается это именно при помощи специальной схемы устройства. Ниже представлена конструкция трапеции Приоры.
Кроме создания возвратно-поступательных движений, трапеция также выполняет еще одну важную функцию. С ее помощью происходит синхронное перемещение дворников, которые обеспечивают очистку лобового стекла. Неисправность этого механизма приводит к тому, что нарушается работа дворников. При возникновении неисправностей, устройство подлежит ремонту. Возможность проведения ремонта зависит от типа повреждений. Чаще всего из строя выходят шарнирные соединения, которые можно заменить, используя ремкомплект. Если они исправны, то при снятии трапеции, их обязательно необходимо смазать.
Если нарушена целостность резьбовых соединений или повреждены части рычагов и тяг, тогда трапеция подлежит замене. Определить неисправность устройства не составит большого труда. Выявить дефекты можно по ряду характерных признаков:
- замедленная работа стеклоочистителей;
- очистители не работают вовсе или функционирует только один из двух дворников;
- прерывистое и скачкообразное движение щеток, что может свидетельствовать о закисании привода поводка во втулках (именно поэтому обязательно их также нужно смазывать).
Производить демонтаж трапеции и ее ремонт необходимо в любом из вышеперечисленных случаев. Избыточная нагрузка негативно влияет на работу моторедуктора, который может попросту от перегрева сгореть. Именно поэтому уделите должное внимание устройству, если возникли признаки, свидетельствующие о возникновении неисправностей.
Что такое моторедуктор дворников: его назначение, конструкция, принцип работы и признаки необходимости ремонта (замены)
В качестве силового устройства, при помощи которого происходит движение щеток стеклоочистителя, выступает моторедуктор. Это маломощный двигатель, который приводится в действие при подаче бортового напряжения 12В. Состоит двигатель из якоря и статора. Вал якоря соединен с системой шестерней, которые передают момент вращения на ведомую шестерню большого диаметра. Ниже на фото показана конструкция устройства в разобранном виде.
Вал имеет червячную конструкцию, посредством чего передается усилие на шестерни малого диаметра. Эти шестерни имеют двойную конструкцию. Верхние зубья входят в зацепление с большой ведомой шестерней, которая соединена с валом привода трапеции дворников.
Такая конструкция позволяет снизить скорость вращения ведомого вала, с которого снимается вращательный момент, и передается через трапецию на дворники. Еще за счет применения шестеренчатого механизма, снижается нагрузка на электропривод, что особенно актуально, например, когда щетки очищают снег с лобового стекла или примерзают к стеклу. В ходе больших нагрузок истираются зубья шестерней, которые можно заменить в случае их повреждения. Ниже представлен внешний вид моторедуктора стеклоочистителей Лада Приора.
Редукторный узел в сборе имеет следующее устройство, как показано на фото ниже.
Со временем эксплуатации детали имеют выработку, поэтому при возникновении характерных признаков, его обязательно необходимо разобрать и заменить смазку. Причем сразу нужно очистить шестерни от старой смазки, а затем добавить новую. Для удаления старой смазки используйте растворитель WD-40.
Характерным признаком неисправности моторедуктора дворников на Приоре является отсутствие его работоспособности и следующие проявления:
- произвольная остановка щеток в любом положении стекла;
- отсутствие признаков функционирования;
- функционирование после выключения зажигания.
Чтобы убедиться в его неисправности, понадобится выполнить демонтажные работы. Ниже представлена подробная инструкция процесса. Перед тем, как прибегнуть к работам по снятию моторедуктора на Приоре, следует убедиться, что на него подается питание. Для этого нужно отсоединить фишку, и проверить наличие напряжения 12 Вольт, не забыв предварительно включить подрулевой переключатель работы дворников.
Выше на фото показана электрическая часть. На фото показан тепловой предохранитель, который защищает двигатель от перегрузки, возникающей в случае, примерзания щеток к стеклу. Эта электрическая часть отвечает за доводку дворников в исходное положение при отключении подрулевого переключателя. Если моторедуктор не подает признаков жизни, то после его снятия, понадобится первоначально убедиться в исправности теплового предохранителя. Если он исправен, нужно проверить исправность моторедуктора. Сделать это можно путем подключения синего провода к плюсу, а минусом является корпус редуктора. Если он не будет работать, значит, его следует заменить. Ниже на видео детально показан процесс работы моторедуктора и механизма доводки дворников.
https://youtu.be/m8DayorhogM
Что нужно для проведения работ и артикулы необходимых для замены деталей
Чтобы произвести работы по снятию и замене трапеции и моторчика дворников на Приоре, понадобится минимальный набор инструментов. К ним относятся:
- головка на «13» и трещотка;
- отвертка с крестовым наконечником;
- головка на «10».
Кроме того, если осуществляется замена трапеции или двигателя, то необходимо также приобрести эти детали. Рекомендуется выбирать оригинальные устройства, поэтому ниже представлены их артикулы:
- трапеция — артикул 2170-5205015;
- моторедуктор дворников — 842-3730-50 или 2123-523612.040.
Мотор дворников правильно называется моторедуктором, так как он состоит не только из электромотора, но и набора шестерней, посредством которых происходит передача вращательных движений.
Кроме того, при снятии изделий понадобится воспользоваться смазкой для редукторов. Она нужна для того, чтобы смазать редукторный узел и штоки. Когда инструменты и материалы будут готовы, можно приступать к работе.
Инструкция по снятию и замене трапеции дворников на Приоре без кондиционера
После того, как все инструменты готовы, можно приступать к непосредственному процессу. Для начала необходимо отсоединить клемму «минус» на аккумуляторе. Снимать капот на автомобиле не нужно, но если вы сделаете это, то облегчите работу примерно на 30-40%. Если работы проводятся без снятия капота, тогда его лучше закрыть. Необходимость в его открывании возникнет, когда будете снимать левую часть жабо. Чтобы снять трапецию дворников с мотором на Приоре без кондиционера с целью ее ремонта или замены, следует выполнить следующие действия:
- Первоначально демонтируются поводки или рычаги вместе с дворниками. Это необходимо для того, чтобы снять жабо. Для этого извлекаются заглушки, и ключом на «13» вывинчиваются крепежные гайки.
- Далее снять рычаг. Перед снятием отжать поводок, и только после этого снимать рычаг.
- Отверткой поддеть три пластиковые заглушки, под которыми расположены винты крепления жабо.
- Крестовой отверткой вывинчиваются крепежные элементы жабо.
- Открыть капот.
- Отвести в сторону резиновый уплотнитель капота.
- Выкрутить крестовой отверткой четыре винта крепления шумоизоляции моторного отсека сверху.
- И один винт снизу, который расположен под бачком тормозной системы.
- Ослабить крепление хомута шланга, идущего из стороны салона к расширительному баку. Шланг отсоединить от бачка, и отвести в сторону.
- Снимаем жабо, потянув ее на себя.
- Извлечь расширительный бак из посадочного места. Он не имеет крепежных элементов. Чтобы его извлечь, необходимо развернуть и потянуть к себе.
- После этого выводим через отверстие в шумоизоляции шланг, который был предварительно отсоединен от расширительного бачка.
- Снять шумоизоляцию.
- Чтобы произвести демонтаж трапеции дворников и моторчика, необходимо предварительно демонтировать площадку (платформу), на которой размещается расширительный бачок. Крепится она при помощи двух болтов и двух гаек. Ниже на фото показаны места расположения болтов со стороны капота.
- Гайки крепления платформы расположены на колесных арках со стороны колеса.
- Снять платформу, и убрать ее в сторону.
- Получив доступ к трапеции дворников с двигателем, можно приступить к ее демонтажу. Для этого необходимо выкрутить две гайки на «10»крепления трапеции. Они расположены в области крепления рычагов дворников (возле штоков). Ниже показана первая гайка крепления трапеции на Приоре.
- И вторая гайка на «10» крепления трапеции на Приоре.
- Моторчик крепится болтом на «10», который расположен под ним. Его также необходимо выкрутить.
- Извлекаем трапецию, и разъединяем фишку питания моторчика. Чтобы ее извлечь, нужно покрутить в разные стороны, добившись выхода из ниши. Важно отметить, что предварительно дворники не нужно переводить в вертикальное положение. Это не облегчит работу по демонтажу трапеции с мотором дворников на Приоре.
- На этом процесс демонтажа трапеции дворников в сборе с моторчиком на Приоре завершен. Дальнейшие действия зависят от причин необходимости проведения демонтажа. Если нужно заменить трапецию вместе с моторчиком, то устанавливаем новые элементы вместо извлеченных. Если нужно произвести ремонт моторчика или трапеции, тогда разъединяем эти детали, и выполняем соответствующие действия.
- Чтобы разъединить трапецию от мотора, следует выкрутить гайку на «10» или «12» (зависит от модели моторедуктора), а также три болтовых соединения на «10».
- Перед разъединением трапеции с мотором дворников, следует нанести отметки расположения трапеции относительно мотора. Для этого используем маркер, и с его помощью обводим расположение трапеции (или делаем насечки отверткой). Это нужно для того, чтобы после сборки не понадобилось регулировать работу дворников.
На этом экспертная инструкция по снятию и замене трапеции и моторчика дворников на Приоре завершена. Процесс сборки выполняется в порядке обратном снятию. Ниже представлен видео ролик, в котором детально рассмотрен процесс демонтажа трапеции и двигателя дворников на Приоре без кондиционера.
Снятие трапеции и моторедуктора дворников на Приоре с кондиционером: особенности процесса
Выше описана инструкция по снятию трапеции и мотора дворников на Приоре без кондиционера. Если машина с кондиционером, то работы будет немного больше. Отличие в том, что после выкручивания двух гаек и одного болта крепления трапеции с мотором, извлечь механизм не получится, так как этому будет мешать корпус системы кондиционирования, который расположен по центру. Для его смещения в сторону, понадобится ослабить 4 гайки крепления климатической установки. Расположение нижних креплений показано на фото ниже.
Чтобы не ослаблять гайки, и не трогать систему кондиционирования, рекомендуется воспользоваться простым способом снятия трапеции на Приоре с кондиционером.
Чтобы снять трапецию дворников на Приоре с кондиционером без необходимости ослабления крепления системы кондиционирования, нужно будет выполнить следующее:
- После того, как трапеция с мотором будет ослаблена, перед ее извлечением, следует произвести ее разборку прямо в нише.
- Для этого шток крепления рычагов дворников (с водительской стороны) следует отсоединить от трапеции. Чтобы сделать это, необходимо сначала извлечь стопорное кольцо крепления штока дворников. Ниже на фото показано, как оно выглядит.
- Под стопорным кольцом находится шайба, которую также нужно извлечь.
- После этого нужно утопить штангу вместе со штоками внутрь. Если она плотно посажена, следует наживить гайку, и постучать молотком, но без фанатизма.
- Когда шпилька выйдет из соединения с втулкой, нужно вытащить сальник, чтобы он не потерялся. Перед сборкой не забываем смазать штоки и сальники.
- Далее нужно разъединить шарнирное соединение отверткой, которое показано на фото ниже.
- После того, как шток выйдет из зацепления с втулкой трапеции, следует пытаться вытащить ее вместе с моторчиком.
- Делаем это аккуратно и не спеша (на этом этапе очень часто водители сталкиваются с тем, что повреждают лобовое стекло). Снимать второй шток не нужно, так как вполне реально извлечь трапецию с разъединением только одного штока. После извлечения устройства, приступаем к его ремонту. Установка выполняется аналогичным образом.
Более детально процесс снятия и установки трапеции и мотора на Приоре с кондиционером показан на видео ниже.
Чтобы упростить процесс сборки, рекомендуется выполнить некоторые доработки, а именно:
- Сточить рычаг, как показано на фото ниже.
- Выполнить установку шпильки следует в таком порядке, как показано на фото ниже.
В целом процесс сборки выполняется намного проще, чем демонтаж, но все равно нужно иметь некую сноровку. Перед проведением демонтажных работ, рекомендуется также посмотреть видео ролик ниже.
На этом процесс снятия и замены трапеции с моторчиком на Приоре завершен, и если вы придерживались инструкции, то реализовать все действия на практике вполне реально. Причин для проведения демонтажных работ достаточно — это может быть и ревизия, и ремонт, и замена деталей, но все это можно сделать только после того, как будет выполнен демонтаж трапеции вместе с моторедуктором.