Автопроизводители используют разные технологические решения, основная задача которых заключается в повышении комфорта и уровня безопасности при эксплуатации транспортных средств. Одним из таковых элементов является ЦБКЭ или центральный блок кузовной электроники. В этом материале уделим внимание автомобилям Приора рестайлингового типа и проблемам, возникающим в ЦБКЭ. Такое устройство является многофункциональным, и выполняет большое количество опций. На автомобилях семейства «ВАЗ» такая новинка часто становится причиной разных поломок, поэтому стоит более детально разобраться с предназначением ЦБКЭ на Приоре2, разновидностями блоков, а также основными видами их неисправностей.
Содержание материала
Что же такое ЦБКЭ и основное предназначение устройства
Главная цель внедрения ЦБКЭ в автомобили семейства «ВАЗ» заключается в повышении функционала электрооборудования. Блок состоит из электронной платы, на которой расположены полупроводниковые элементы (драйверы, конденсаторы, резисторы, реле) собранные по определенной схеме. Ниже представлено фото ЦБКЭ Приора 2 в разобранном виде.
Ниже описаны функции, которые выполняет блок кузовной электроники на автомобилях марки Приора рестайлинговых версий. Их полезно узнать, если возникают неполадки в работе тех или иных электроприборов.
Казалось бы, такое полезное устройство должно действительно повысить удобство, и самое главное, безопасность эксплуатации автомобиля. Однако это не относится к автомобилям семейства ВАЗ, где после внедрения таких блоков, начали появляться разные поломки. И справиться с ними порой без опытного электрика и даже электронщика практически нереально. Однако самое страшное при использовании таких блоков управления то, что автомобили могли и могут загораться без каких-либо причин. Хотя причина уже известна, и она заключается в том, что при большом токе, который проходит через блок, начинает плавиться пластик, и горят провода, что приводит к возгораниям и далеко не самым приятным последствиям. Если стало интересно, тогда ниже представлены разновидности блоков кузовной электроники, которые устанавливались на автомобили Приора2.
Разновидности ЦБКЭ на Приора 2: артикул, описание
Центральные блоки кузовной электроники, которые еще также известны под названием блоки комфорта, с завода ставились на автомобили как Приора1, так и Приора2. Только на дорестайлинговых Приорах использовались ранние версии устройств, которые называются контроллеры систем дистанционного управления электропакетом. Они имеют три выхода для подключения, и являются несовместимыми с блоками для Приоры2, где используется 4 выхода для присоединения блока. Далее речь пойдет именно о блоках для Приоры2 на 4 выхода.
На Приору2 устанавливались следующие модификации ЦБКЭ:
- 21900-3840080-10 — используются на авто Приора2 в комплектации «Норма».
- 21900-3840080-20 — устанавливались на Приору2 в комплектации «Люкс».
- 21900-3840080-11 — использовались на автомобилях Приора2 в комплектации «Норма» и «Стандарт» до 2016 года выпуска.
- 21900-3840080-21 — встречается на ранних моделях Приора2 2014-2015 года выпуска в комплектации Люкс и Норма.
- 21900-3840080-15 — использовались на Приорах2 в комплектации «Стандарт».
- 21900-3840080-50 и 21900-3840080-60 — они выпущены на замену блоков с индексом 10 и 20 соответственно.
Такие блоки также использовались на других автомобилях ВАЗовского семейства: Гранта, Калина2.
Разъемы для подключения ЦБКЭ и их распиновка
Блок кузовной электроники для Приоры2 имеет 4 разъема XP1-4. Каждый из них имеет уникальную конструкцию, которая отличается соответствующим количеством пинов. Установить штекера неправильно практически невозможно.
В случае необходимости замены штекеров для цбкэ Приора2, понадобится следующая информация:
- Штекер XP1 — Molex 34729-0080.
- Штекер XP2 — Molex 31372-1000.
- Штекер XP3 — Molex 34729-0200.
- Штекер XP4 — Molex 31372-1100.
Ниже представлена информация по распиновке штекеров ЦБКЭ на автомобилях Приора2.
Ниже прилагается схема распиновки ЦБКЭ автомобилей Приора 2, Гранта, Калина 2 и другие.
Распиновка ЦБКЭ поможет выявить неисправности, возникающие с электрооборудованием автомобиля.
Как определить ошибки через блок кузовной электроники Приора2: расшифровка
Преимущество применения блока кузовной электроники на автомобилях Приора2 проявляется в том, что упрощается поиск неисправностей в случае возникновения перебоев в работе разных электроприборов. Достигается это благодаря выводу соответствующих кодов ошибок на экран бортового компьютера (при его наличии). Ошибки можно также выявить путем проведения компьютерной диагностики, используя адаптер ELM327 и приложение OpenDiagPro. Ниже представлен перечень ошибок и их расшифровка, которые выводятся благодаря такому устройству, как ЦБКЭ.
По коду ошибки можно определить неисправности соответствующих видов электроприборов на автомобиле.
Почему на Приоре2 не работают повороты и аварийка
Очень широко распространена на автомобилях Приора рестайлинговой версии такая проблема, которая проявляется в виде неработающего сигнала поворота. Известна такая «болячка» и на других моделях автомобилях ВАЗовского производства, но основной причиной ее проявления является именно ЦБКЭ. Если в один момент на автомобиле перестал работать правый или левый борт поворотов (или обе стороны), тогда следует немедленно прибегнуть к поиску и устранению неисправности. Важно не временить с этим процессом, так как эксплуатация ТС с неработающими сигналами поворотных огней является небезопасной, и может стать причиной провоцирования ДТП. Однако есть и другая не менее важная причина, почему стоит незамедлительно выявить поломку и устранить ее. Она заключается в том, что неработающий сигнал поворотных огней возникает зачастую по причине выгорания чипа, имеющего название BTS 5242-2L.
Этот чип является слабым местом в блоках кузовной электроники на автомобилях Приора2, который может даже стать причиной возникновения пожара. Электронный элемент не имеет запаса по току (максимальное значение составляет 6А), который при перегреве, выходит из строя. Важно понимать, что в схеме ЦБКЭ используется два таких чипа, но один из них отвечает за работу поворотов левого и правого борта соответственно, а второй обеспечивает функционирование ДХО и подсветки салона.
Для предотвращения вероятности выхода из строя ЦБКЭ на Приорах2, что часто приводило и продолжает приводить к возгораниям этих блоков, АВТОВАЗ использовал новую прошивку. Проводилась даже отзывная компания для перепрошивки блоков. Однако даже новая прошивка не решала эту проблему, и в итоге автовладельцы Приор рестайлинговых версий продолжают даже сегодня сталкиваться с проблемами неисправности поворотов (чаще всего они «залипают» или попросту не функционируют). Лишь с 2015 года (с июля месяца) обновленная Приора получила новые блоки кузовной электроники, в которых проблема с неисправностью поворотов была предотвращена (об этом детальнее читайте ниже).
Выход из строя чипа BTS 5242-2L на Приоре2, который отвечает за работу поворотов, проявляется следующими факторами:
- Постоянно работающие повороты на правом или левом борту автомобиля (этот процесс называется «залипанием»), которые невозможно выключить не только с помощью подрулевого переключателя (гитары), но и путем отключения зажигания. Это наиболее частый признак, который свидетельствует о неисправности ЦБКЭ. В такой ситуации следует незамедлительно остановить автомобиль, заглушить мотор и скинуть клемму «минус», чтобы предотвратить возгорание ТС.
- На одном из бортов перестают работать повороты, а лампа на панели при этом мигает с удвоенной частотой.
- Повороты не работают на обеих сторонах автомобиля, что свидетельствует о неисправности двух чипов на плате ЦБКЭ.
При всех вышеперечисленных симптомах не стоит затягивать с ремонтом. Следует незамедлительно обесточить электрооборудование от АКБ, и приступить к ремонтным работам. Процесс ремонта зависит от того, в каком состоянии плата ЦБКЭ. В случае «повезло», можно увидеть такую картину состояния чипов BTS 5242-2L на плате, как показано на фото ниже.
На фото выше видно лишь незначительное почернение платы рядом с чипом, который находится справа. Это свидетельствует о том, что он сгорел. Решается такой вид неисправности путем замены чипа на новый. Для этого понадобится выполнить его перепайку, используя специальную паяльную станцию или несколько паяльников с тонкими жалами. При отсутствии навыков и специального оборудования, работу лучше доверить специалистам-электронщикам.
В случае если обнаруживается картина, как показано на фото ниже, то ремонту плата уже не подлежит, и понадобится только купить новый блок. Его цена в среднем составляет около 5000 рублей. Это намного дороже, чем купить чип, и перепаять его (чип стоит около 300 рублей и работа около 150 рублей).
Чтобы не пришлось покупать новый блок, следует сразу же при первых признаках неисправности поворотов на автомобиле, прибегнуть к снятию ЦБКЭ и его ремонту.
Особенности снятия и ремонта ЦБКЭ на Приоре: где находится устройство
Самый главный вопрос, с которым сталкиваются автовладельцы Приор — где же расположен блок комфорта. Находится он за центральной консолью, и чтобы добраться до него, нужно лишь снять декоративную накладку тоннеля со стороны водителя. Ниже показано место расположения блока на Приоре.
Далее рассмотрим инструкцию, как снять ЦБКЭ на Приоре, а также выясним, как происходит его ремонт, и насколько он является эффективным. Процесс снятия блока комфорта выполняется в следующем порядке:
- Отверткой выкрутить винт крепления декоративной пластиковой накладки, которая закрывает доступ к нише за центральной консолью, где и находится ЦБКЭ на Приоре.
- Снять пластиковую накладку.
- Получив доступ к устройству, можно приступать к его снятию. Для начала нужно отсоединить 4 фишки (две снизу и две сбоку).
- Используя ключ на «10» или крестовую отвертку, ослабить болтовое соединение слева.
- После этого можно извлекать блок комфорта, и приступать к дальнейшему процессу его ремонта или замены.
Чтобы добраться до платы, которая находится внутри, нужно аккуратно отщелкнуть пластиковые защелки по бокам. Процедура демонтажа показана на видео.
Далее осматриваем плату, и находим необходимый элемент. Ниже на фото показано, как выглядит чип, отвечающий за работу поворотов и аварийной сигнализации, и где он находится.
Если плата рядом с этими чипами имеет почернения, то это явный признак того, что элементы вышли из строя. Процесс их замены лучше доверить специалистам, но при наличии опыта работы с паяльниками, можно попытаться реализовать действия самостоятельно. Ниже на видео показано, как это выполняется с помощью нескольких паяльников (с тонким и толстым жалом).
Если имеются сомнения в исправности чипа BTS 5242-2L, то схема его проверки представлена на фото ниже.
После замены ключа, следует проверить исправность работы поворотов на автомобиле, подключив к ЦБКЭ соответствующие штекеры. Если все работает исправно, то блок можно устанавливать на свое место, и продолжать его эксплуатацию. Не забываем о процессе перепрограммирования (выполняется как при проведении ремонта, так и в случае установки нового блока кузовной электроники). Как выполняется процесс, подробно описано в инструкции ниже.
При этом важно понимать, что подобная поломка с неисправностью поворотов может возникнуть повторно. И это касается не только ситуаций, когда производится замена ключа BTS 5242-2L, но и моментов, если устанавливается новый блок комфорта.
Таблица совместимости блоков кузовной электроники на Приору
Наименование ЦБКЭ |
Взаимозаменяемость |
21900-3840080-11 |
не взаимозаменяемый |
21900-3840080-21 |
21900-3840080-20/21900-3840080-40/21900-3840080-50/21900-3840080-60 |
21900-3840080-20 |
21900-3840080-60 |
21900-3840080-10 |
21900-3840080-20/21900-3840080-40/21900-3840080-50/21900-3840080-60 |
Ниже на фото показан вид модернизированной платы ЦБКЭ на Приору.
Из фото видно, что блок подвергся капитальной переделке, что и позволило устранить проблему с выгоранием чипа, отвечающего за работу поворотов на Приоре.
Делая вывод, следует отметить, что блок кузовной электроники, который был внедрен в современные автомобили, рассчитан на повышение комфорта эксплуатации ТС. Отсюда и появилось второе название этого изделия. Однако если на иномарках проблемы с таким оборудованием встречаются крайне редко, то на автомобилях семейства ВАЗ — это реальная болячка. И если вы еще не сталкивались с проблемой неисправности блока кузовной электроники на Приоре2, то являетесь счастливчиком. В любом случае, рано или поздно, это новшество от отечественного автопрома станет головной болью для автовладельца. Выше описан процесс устранения неисправности поворотов на Приоре2, что случается именно по причине выхода из строя чипа на плате ЦБКЭ.