С завода автомобили не оснащаются прицепными устройствами, но большинство производителей предусматривают возможность их установки на транспортное средство. На Приору также можно установить фаркоп, благодаря которому можно эффективность эксплуатации ТС. Имея возможность установки тягово-сцепного устройства на Приору, многие автовладельцы не задумываясь, используют ее. Единственные трудности, с которыми сталкиваются автолюбители — выбор фаркопа на Приору, а также его монтаж механической и электрической части. В этих вопросах разберемся более детально.
Содержание материала
Какой фаркоп выбрать на Приору и необходимые инструменты для проведения монтажных работ
На ВАЗ-2170 выпускаются тягово-сцепные устройства разными производителями, и отличаются изделия не только стоимостью, но и качеством. Наиболее распространенные модели фаркопов на Приору от следующих брендов:
- Bosal (1226a и 1228);
- VasTol;
- Vamer;
- AvtoS;
- Лидер.
Чтобы выбрать качественное прицепное изделие на Приору, нужно смотреть на стоимость, внешний вид и комплектацию. Средняя стоимость ТСУ составляет 3000-4000 рублей. Кроме того, в комплектацию должны входить крепежные элементы (болты, гайки, шайбы, гроверы), втулки, а также может присутствовать розетка с проводкой. Если выбираете изделия от популярного производителя Bosal, то важно знать следующее:
- Прицепное Bosal 1228 предназначено для автомобилей Приора 1 или дорестайлингового типа. Отличительная особенность на ТСУ заключается в длине выступающего шара.
- Прицепное устройство Bosal 1226a предназначено для Приоры 2 или рестайлинговой версии (после 2013 года), но оно также подходит и для автомобилей дорестайлингового типа.
Основное отличие в устройствах заключается в длине выступающего шара. На Приоре 1 бампер выступает меньше, чем на Приоре 2 (рестайлинг). Вся суть в размерах бамперов, и если на вашей Приоре 1 установлен новый бампер (рестайлинг), тогда покупать необходимо только фаркоп с удлиненным выступом шара.
Отличаются фаркопы разных производителей не только качеством, но и конструкцией. Наиболее популярными являются модели, которые показаны на фото выше. Однако есть и другие модификации.
Этот фаркоп предназначен для установки на Приору в кузове универсал. Есть и другие варианты, например, как показано на фото ниже.
Такая модель подходит для автомобилей Приора всех типов кузовов, и отличается компактными габаритами. Однако его минус в том, что продольное крепление является менее надежным, чем в предыдущих вариантах.
Выбирая фаркоп на Приору, следует уточнять у продавца для каких версий автомобиля он предназначен (дорестайлинговые или рестайлинговые), чтобы не пришлось его менять. В любом случае, если фаркоп устанавливается для постоянного использования, то на таком устройстве не стоит экономить, покупая дешевые модели от неизвестных производителей.
После покупки фаркопа на Приору, можно прибегнуть к его установке. Сделать это можно самостоятельно. Для этого понадобится подготовить необходимый набор инструментов (отвертка, ключи на «19» и желательно динамометрический ключ), а также дрель со сверлами, паяльник, изоленту, термоусадку, гофру и т.п. Для предотвращения возникновения коррозионных процессов в местах соединения фаркопа с кузовом автомобиля, необходимо обработать эти участки антикоррозионными препаратами на основе битума.
Инструкция по установке фаркопа на ВАЗ-2170 Приора: механический монтаж
Практически в каждом комплекте тягово-прицепного устройства имеется инструкция по установке фаркопа, которую следует использовать за основу при выполнении монтажных работ. Единственный момент, что производители таковых изделий рекомендуют доверить проведение работ на СТО специалистам, но ничего сложного в процедуре монтажа фаркопа на Приору нет, поэтому рассмотрим детально каждый шаг по установке изделия.
Начинается процесс с того, что тягово-сцепное устройство предварительно подготавливается к монтажу. Эта процедура предусматривает установку креплений, и выполняется согласно схеме, которая прилагается к комплекту. Схема сборки фаркопа (как и его установки) отличается в зависимости от конфигурации изделия. Ниже представлено несколько вариантов прицепных устройств на автомобили марки Приора:
- Первый вариант фаркопа на Приору. Выпускается разными производителями, и является более распространенным вариантом. Однако выбирать его не стоит в том случае, если на автомобиле установлено ГБО. Ведь для фиксации такого фаркопа, понадобится демонтировать баллон, а значит, не обойтись без посещения автосервиса. Используйте схему ниже, чтобы собрать и подготовить изделие к установке.
- Второй вариант прицепного устройства на Приору. Оптимальное решение для автомобилей Приора с установленным ГБО.
У разных производителей конфигурация изделий может иметь незначительные отличия. Рассмотрим оба варианта установки фаркопов на автомобили Лада Приора в кузове седан, хэтчбек и универсал. Большинство ТСУ являются универсальными, и подходят на Приоры в разных типах кузовов.
Для начала рассмотрим, как установить фаркоп на Приору первого типа. Ниже представлена инструкция, которая будет полезна, если в комплектации к набору она отсутствует.
После того, как фаркоп будет подготовлен к процессу монтажа, можно приступать к реализации соответствующих действий.
- Работы лучше проводить на смотровой яме для повышения удобства выполнения соответствующих манипуляций. И самое главное — снимать задний бампер для того, чтобы установить прицепное на Приору — не нужно.
- Освободив в багажнике пространство, прикладываем фаркоп снизу, и примеряем его по монтажным отверстиям. Глушитель при этом можно снять полностью или отсоединить его от крепления с резиновой гофрой.
- Далее отверткой извлекаем три резиновые заглушки из ниши для запасного колеса, которые указаны на фото ниже. Это технологические или ревизионные отверстия, которые предназначены для слива воды, попадающей в багажник.
- Ниже на фото эти заглушки, только из багажного отсека, откуда их и следует извлекать.
- Место для крепления одной точки прицепного устройства готово. Перед монтажом изделия, нужно подготовить еще два оставшихся установочных крепежных места (поперечное крепление). Вторая часть фаркопа крепится к лонжерону. Ниже на фото левый лонжерон (водительская часть) с штатными отверстиями.
- Правый лонжерон (пассажирская часть) с обозначенным отверстием, с помощью которого будет фиксировать поперечное крепление фаркопа.
- Высверливаем обозначенные выше отверстия в лонжеронах сверлом на 13 мм. Это нужно для того, чтобы сделать сквозные отверстия в багажнике для установки крепежных болтов М12.
- Получаем отверстие в багажнике, с помощью которого и будем фиксировать прицепное.
- Далее сверлом на 16-17 мм (как правило, в отверстие 16 мм втулка входит с трудом, поэтому лучше рассверлить ее до 17 мм), рассверливаем отверстие лонжерона снизу, чтобы внутрь установить втулку. Втулка нужна для того, чтобы обеспечить жесткость лонжерона, и при этом исключить его деформацию при затягивании крепежных болтов с гайками.
- После высверливания отверстий в лонжеронах, не устанавливайте внутрь втулки, так как они могут «утонуть» внутри, после чего понадобится их извлекать. Устанавливать их необходимо вместе с фаркопом.
- После этого можно приступать к установке прицепного устройства. Однако предварительно рекомендуется зачистить от загрязнений соединительные места на лонжероне и в нижней части ниши для запаски. После этого обработать их грунтом, и нанести антикоррозионное вещество (на крайний случай можно использовать герметик).
- Далее прислоняем прицепное к автомобилю, и завинчиваем его со стороны багажного отсека гайками. Для этого понадобится помощь друга.
- Один человек прислоняет фаркоп снизу и держит его, а второй фиксирует гайками в багажном отделе. Сразу следует закрепить поперечную часть (на лонжеронах), а затем продольную (в нише для запаски).
- В багажном отделе места соединения также рекомендуется обработать антикоррозионным веществом или герметиком, чтобы предотвратить вероятность проникновения влаги.
- Перед затяжкой гаек ключом на «19», рекомендуется заменить шайбы из комплекта на другие — большего диаметра, что исключит вероятность в последующем деформации кузовной части багажника.
Производитель рекомендует устанавливать болты так, чтобы шляпка была снизу. Это делается для того, чтобы исключить в последующем развитие коррозии на резьбовой части, что затруднит снятие прицепного устройства. Как правило, такой рекомендацией автовладельцы пренебрегают, так как торчащие вверх ножки болтов вызывают неудобство эксплуатации багажным отделом.
В завершении осуществляется затяжка гаек, которыми крепится прицепное устройство к нише для запасного колеса.
Чтобы резьба не ржавела, ее рекомендуется обработать солидолом или нигролом.
В завершении протягиваем провод от розетки в багажный отсек, после чего осуществляем процедуру подключения, но об этом можно почитать в соответствующем разделе ниже.
При прокладке жгута проводов от розетки важно учитывать его расположение. Протягивать его необходимо над устройством, а не под ним. Ниже на фото показано, как правильно должен располагаться жгут проводов от розетки прицепного устройства.
Подробное описание, как установить фаркоп на Приору, показано в видео материале ниже.
Собственно Приора с установленным ТСУ.
Рассмотрим еще один вариант установки тягово-сцепного устройства другой модификации.
Установка прицепного устройства ТСУ на Приору
Если вы купили прицепное устройство другой модификации, то проблем с его монтажом также не возникнет. Процедура несколько отличается от той, которая описана выше. Рассмотрим лишь основные нюансы, а в целом процедура выполняется аналогично. Для начала инструкция, которая обязательно поможет в процессе сборки ТСУ.
Ниже рассмотрим процесс установки изделия вот такого типа, как на фото ниже. Обратите внимание на особенность крепления левой части, которая отличается от фаркопа на схеме выше.
И непосредственно подробное описание процесса монтажа ТСУ на Приору:
- Прикладываем изделие к нижней части, и размечаем места, где нужно высверлить сквозные отверстия.
- Далее вооружаемся дрелью со сверлами, и делаем сквозные отверстия для закрепления крепежных элементов со стороны багажника. Сначала просверливаем два отверстия сверлом на 13 мм в правом лонжероне (пассажирская сторона).
- Слева проделываем аналогичную процедуру, но только в одном отверстии (ближнем).
- Рядом с левым лонжероном, где было сделано одно сквозное отверстие, нужно просверлить еще одно сверлом на 13 мм. Его просверливаем уже согласно разметке в кузовной части автомобиля. Ниже на фото показано, как должно получиться в итоге с левой стороны в багажнике.
- И отверстия из багажного отсека с правой стороны.
- Используя сверло на «10», просверливаем два отверстия согласно разметке для продольного крепления фаркопа. Отверстия высверливаются в нижней части ниши для запасного колеса, с помощью которых будет фиксироваться устройство.
- Сверлом на 18 мм, рассверливаем отверстия в лонжероне для установки втулок.
- Далее дело техники. Перед установкой фаркопа не забываем обработать места его крепления грунтом и антикоррозионными средствами, чтобы исключить вероятность попадания влаги, и как следствие, возникновения коррозии металла.
- Правая сторона фиксируется с помощью штатной пластины, которая идет в наборе.
- Для левой стороны пластина не предусмотрена, а только шайбы. Однако рекомендуется найти или сделать пластину, что обеспечит повышенную степень надежности точки крепления.
- Не забываем затягивать гайки с усилием 40-50 Нм.
В завершении заводим проводку в кузовной отдел, после чего приступаем к ее подключению. Ниже на фото показано, как должно получиться в итоге.
Инструкция по установке фаркопа не сложная, и зависит от модификации устройства, так как на изделиях от разных производителей отличаются места крепления, а значит, и разнятся особенности монтажа.
Как подключить розетку фаркопа на Приоре: подробное описание электрической части
Разобравшись с установкой ТСУ на Приору, остается только подключить розетку, благодаря которой на прицепе будет функционировать освещение. Вовсе не обязательно вызывать электрика для того, чтобы он выполнил разводку электрических проводов, и подключил розетку от фаркопа к автомобилю. Сделать это можно самостоятельно, и ниже представлено пошаговое описание процедуры:
- Первоначально используя жгут проводов (он обычно идет в комплекте), подключаем жилы к соответствующим контактам на розетке. Концы жил рекомендуется залудить, используя олово и паяльник.
- Если в комплекте отсутствует проводка, то покупаем электрический 5 жильный провод 1,5 мм2 необходимой длины. Если планируется задействовать все контакты, тогда добавляем еще два провода, но, как правило, на прицеп не подключаются противотуманные фонари и задний ход.
- При этом желательно подписывать цвет проводов, которые подключаются к розетке, чтобы исключить необходимость их прозвонки.
- После этого смело закрепляем розетку на фаркоп (сделать это можно перед установкой ТСУ), и заводим жгут проводов в багажный отсек, где и будем осуществлять подключение к задним фонарям автомобиля. При креплении розетки очень важно уделить внимание герметичности соединения. В случае образования негерметичных соединений, используем герметик. Место вывода кабеля также желательно обработать герметиком.
- Для ввода жгута проводов используем технологическое отверстие в нише для запасного колеса.
- Причем через это отверстие провод заводится довольно удобно. Для этого в резиновой заглушке вырезается отверстие нужного диаметра, после чего в него продевается жгут. В завершении обрабатываем герметиком.
- Для защиты жгута проводов от повреждений, можно воспользоваться гофрой.
- Завести жгут проводов от розетки прицепного устройства можно и через другие отверстия, которые находятся под бампером.
- После того, как провода будут заведены вовнутрь, необходимо их правильно подключить.
- Для начала рассмотрим цвета проводов в фаре на Приоре. Зная, какой цвет провода за что отвечает, не понадобится выполнять их прозвонку, а также снимать фару с автомобиля.
- Согласно фото выше, имеем следующую расцветку проводов заднего фонаря Приора: черный №6 — «масса»; оранжевый №1 — противотуманные фонари; бирюзовый/зеленый №4— задний ход; голубой/синий №3 — повороты; желтый №2 — габарит; красный №5 — стоп. Опираясь на эту информацию, можно приступать к процессу подключения.
Подключение розетки фаркопа может быть реализовано несколькими способами:
- врезка в проводку (самый простой и быстрый способ);
- использование разветвителя, который можно сделать самостоятельно;
- подключение с использованием двух реле, через которые будет происходить коммутация тока на лампочки поворотов. Реле устанавливать вовсе не обязательно, но их использование позволит защитить центральный блок кузовной электроники (ЦБКЭ) от нагрузки и, как следствие, исключит вероятность его выхода из строя.
Рассмотрим каждый способ отдельно. Самый простой вариант предусматривает прямую врезку проводки в штатные провода. Для этого перекусываем по одному проводу между фарой и фишкой (перекусываем полностью), после чего добавляем в соединение соответствующий провод от розетки. К примеру, к желтому проводу от фары подводится габарит №7 от розетки, и соединяется в скрутку. Для чего нужно разрезать провода?
Можно снять изоляцию, и присоединять провода, после чего места скрутки заизолировать. Однако изоляция лентой не способна обеспечить высокую степень герметичности, что в итоге приведет к окислению проводов в скрутке, поэтому обязательно используем термоусадку. Сделав скрутку из трех проводов, осуществляем лужение соединения, а в завершении, оплавляем термоусадку феном или зажигалкой, тем самым обеспечивая полную герметичность соединения.
Аналогично подсоединяем все оставшиеся провода. Важно знать, что к правому фонарю нужно подвести провод для подключения правого поворота (на форе это сине-черный провод). Провод «массы» от розетки прикручиваем на кузов (показано ниже).
На этом процедура врезки завершена. Проверяем исправность функционирования всех элементов на прицепе.
Второй вариант подключения розетки фаркопа на Приоре предусматривает использование тройника. Его можно изготовить самостоятельно, и будет он иметь следующий вид, как показано на фото ниже.
Преимущество такого переходника в том, что не понадобится резать штатные провода. Это особенно актуально для автомобилей, которые еще на гарантии. После изготовления переходника для фаркопа, подключаем его.
Такой способ считается более надежным. Не забываем также провести отдельный провод к правому повороту, и подключиться, используя разъемы «мама-папа».
Самым правильным способом подключения фаркопа является использование двух дополнительных реле. Эти реле нужны для того, чтобы коммутировать ток, поступающий от блока кузовной электроники на повороты. Повороты на автомобиле подключаются не через реле, как на ранних моделях автомобилей ВАЗ, а с помощью блока кузовной электроники. Ниже показана схема его распиновки блока для автомобилей Приора, Калина и Гранта.
Если коротко, то повороты на прицепе — это дополнительная нагрузка на блок кузовной электроники, который будет при этом нагреваться (за счет потребления лампами большего значения тока). Чтобы исключить эту нагрузку, подключаем провода питания поворотов через два реле (для левого и правого поворота). Принцип подключения имеет следующий вид:
- Выводим плюсовой провод от монтажного блока. Врезаемся в красный провод от реле К4. Подключаемый провод обязательно должен быть с предохранителем на 15А. Прокладываем провод к заднему левому фонарю, где будут размещаться реле.
- Этот провод будем подключать на «30» контакт реле. От колодки устанавливаемого реле подключаем провод контакта «86» на кузов автомобиля (масса).
- Далее провод, который приходит от блока кузовной электроники на включение левого поворота, необходимо подключить к контакту «85» колодки реле. На втором реле этот же контакт на аналогичный провод сине-черного цвета.
- Провод, по которому подается питание на лампу поворотного сигнала, нужно подключить к контакту реле «87». Аналогичная схема подключения и для второго реле (правого поворота).
Реле фиксируем в нише рядом с задним фонарем, после чего проверяем работоспособность всех световых приборов на прицепе, и убеждаемся, что все сделано правильно. Ниже на видео показан процесс подключения фаркопа с использованием реле.
На этом процедура установки тягово-сцепного устройства и подключения розетки на Приоре выполнена, и остается только подвести итог. В целом процедура не сложная, но крайне важно ответственно подойти к ее реализации. Для этого обязательно подготовьте необходимый инструмент и материал, который понадобится не только для установки фаркопа, но и подключения его розетки.
Немаловажно осуществлять обработку поверхности металла антикоррозионными средствами, чтобы исключить вероятность образования коррозии. Предварительно стоит купить шайбы для крепления фаркопа большого диаметра, что позволит предотвратить вероятность деформации кузовной части багажника от нагрузки, которую будет испытывать фаркоп при транспортировке прицепов.
В завершении фото Приоры в разных типах кузовов с тягово-сцепными устройствами.
Приора в кузове седан с прицепным устройством.
Приора в кузове универсал отлично смотрится с фаркопом.
На Приору в кузове хэтчбек также активно устанавливаются тягово-сцепные устройства.