Для облегчения процесса управления автомобилем, применяются такие устройства, как усилители руля. Они бывают разных видов, и делятся на электрические (электромеханические и электрогидравлические) и гидравлические. На Приорах с завода устанавливали как электромеханические усилители, так и гидравлические. Наиболее популярные варианты комплектации Приоры — с ГУР и без кондиционера. Основное достоинство такой модификации в том, что стоит она значительно дешевле аналогов с климатическими системами. Мало кому известно, но некоторое время Приоры выпускали в комплектациях с ГУР и кондиционером. Однако количество выпущенных машин было незначительным, и встречаются они крайне редко. В силу того, что сегодня очень много автомобилей Приора с ГУР, следует уделить внимание этому механизму, и изучить его назначение, конструкцию, принцип работы и основные поломки. В материале также подробно описан процесс демонтажа насоса ГУР для его ремонта и замены.
Содержание материала
Функционал ГУР или для чего нужен гидравлический усилитель руля
Кто ездил на «Жигулях», тот хорошо знает о том, какое усилие нужно прикладывать к «баранке», чтобы повернуть колеса. Особенно это тяжело дается, когда автомобиль с запущенным мотором стоит на месте. Сегодня требования к автомобилям повышаются, и не только по экологии, но еще и в плане безопасности эксплуатации, а также комфорта вождения. Именно поэтому появились такие механизмы, как гидравлические усилители руля.
ГУР является элементом рулевого управления, главное предназначение которого заключается в том, чтобы минимизировать величину прикладываемых усилий на вращение «баранки». Наличие гидравлического усилителя повышает не только уровень комфорта для водителя, но еще и сказывается на уровне безопасности эксплуатируемого ТС.
Благодаря ГУР на Приоре, автомобиль становится более маневренным, что повышает как безопасность, так и упрощает процесс парковки. Мало кто знает о том, что благодаря гидравлическому усилителю руля, повышается ресурс рулевой рейки. Ведь благодаря такому механизму, происходит смягчение ударов, передаваемых от колес на рулевую систему, когда автомобиль движется по неровной дороге.
За счет использования ГУР на автомобиле, происходит понижение передаточного числа, а это означает, что уменьшается количество оборотов руля от крайнего левого положения колес до правого (на Приоре с ГУР оно составляет 3 оборота, то есть, полтора оборота в одну сторону, и столько же в другую). Гидравлический усилитель играет очень важную роль, поэтому крайне важно контролировать исправность механизма, и не допускать его поломок. Ведь отказ устройства на ходу может стать причиной возникновения ДТП.
Конструктивные особенности системы ГУР на Приоре: составные части механизма и артикулы
Гидравлический усилитель руля — это не только насос, благодаря которому происходит нагнетание давления в системе. Состоит механизм на Приоре из ряда следующих конструктивных элементов, к которым принадлежат:
- Расширительный бачок или масляный бак (артикул 21230-3410010-00) — важнейшая деталь системы, в которой находится рабочая жидкость. Внутри бачка имеется фильтрующий элемент, исключающий вероятность попадания в систему загрязнений. Разметка для контроля уровня позволяет автовладельцу исключить вероятность опустошения системы, что непременно приведет к неисправности системы и выходу из строя насоса. В системе ГУР на Приоре используются специальные масла, за счет которых не только выполняется основной процесс, то есть, передается усилие от насоса к гидроцилиндру, но еще и происходит смазка трущихся и вращающихся деталей, а также охлаждение этих элементов.
- Насос ГУР (артикул 21100-3407009-00) — он служит для создания высокого давления в системе, благодаря чему и происходит снижение уровня прикладываемых усилий при вращении руля. Благодаря насосу также происходит циркуляция жидкости в системе, а в действие приводится этот элемент от шкива, соединяющегося посредством ременной передачи с коленчатым валом. Принцип работы насосов ГУР на Приоре простой, и он основан на вращении лопастей, за счет которых происходит захватывание жидкости, и тем самым увеличивая скорость ее течения. Давление в системе ГУР может достигать до 110 Бар, и зависит оно непосредственно от скорости вращения коленчатого вала. На Приорах используются насосы роторного типа.
- Распределитель — механизм, посредством которого происходит распределение рабочей жидкости в пространство соответствующего цилиндра, что зависит от направления вращения руля. Из расширителя жидкость направляется обратно в бак. Составными частями расширителя являются такие детали, как поворотный золотник, торсион и вал. Конструкция распределителя показана на схеме ниже. Торсионом называется стержень из пружины, который движется от момента вращения руля. Вал и золотник соединены между собой через торсион, а внутри камеры циркулирует масло. Золотниковая часть соединена с шестерней руля, а вал с валом рулевого управления.
- Гидроцилиндр с магистралями. Эта деталь является частью рулевой рейки автомобиля. Она состоит из поршня со штоком. Шток соединен с валом рулевой рейки, а в движение он приводится от давления жидкости на поршень. К рейке подведены трубки, посредством которых происходит подача масла от насоса в гидроцилиндр, и из гидроцилиндра в расширительный бачок. Трубки делятся на два вида: высокого и низкого давления. К первому типу относятся изделия, которые соединяют распределитель, гидроцилиндр и насос, а ко второму — соединители бачка с насосом и распределителя с бачком. Устройство гидроцилиндра системы ГУР представлено на фото ниже.
Имея представление о том, из чего же состоит система ГУР на автомобиле Приора, следует уделить внимание вопросу конструктивным элементам и их артикулам, что может понадобиться в том случае, если понадобится ремонт механизма или замена каких-либо деталей.
На схеме выше показана система гидроусилителя руля и ее основные конструктивные узлы с оригинальными номерами для Приоры. На основании этих сведений подбираются отдельные детали в случае необходимости проведения их ремонта или замены. Ниже показана схема устройства рулевого механизма Приоры с обозначением артикулов составных элементов.
Схема одного из важнейших конструктивных элементов системы ГУР представлена на фото ниже.
Конструкция системы достаточно простая, но в то же время надежная. Однако это вовсе не говорит о том, что из строя составные элементы не выходят. Автовладельцы Приор периодически сталкиваются с разными видами поломок механизма ГУР, о которых узнаем в этом материале. Однако сначала разберемся в вопросе о том, как же работает этот механизм, и почему, несмотря на то, что уже имеются электромеханические устройства, гидравлические системы продолжают использоваться и устанавливаются не только на отечественных автомобилях, но и на иномарках.
Принцип работы гидравлического усилителя руля на автомобиле Приора: интересные сведения об устройстве
Принцип работы гидроусилителя руля на Приоре основан на выполнении следующих действий и протекающих процессов:
- Когда запускается мотор, начинает работать система, так как насос ГУР приводится в движение от коленчатого вала. На холостом ходу система готова к функционированию, и если усилие на руль не прикладывает водитель, то насос попросту качает жидкость по кругу.
- Когда водитель начинает крутить руль, происходит передача усилия на вал распределителя совместно с торсионом. Золотник при этом не перемещается, ведь этому противодействует усилие колес.
- В зависимости от направления вращения руля (вправо или влево), осуществляется совмещение соответствующих каналов для подачи жидкости от насоса в соответствующую камеру гидроцилиндра. Жидкость проникает в камеру, и воздействует на поршень, тем самым осуществляя перемещение рулевой рейки, соединенной с рулевыми наконечниками колес. В итоге изменяется угол направления колес, и изменяется траектория движения автомобиля.
- Когда одна полость заполняется жидкость, то другая в этот момент опустошается. Жидкость направляется обратно в бак.
- Скорость закручивания торсиона зависит от угла поворота руля. Если необходимо повернуть колеса на максимальный угол, то в таком случае происходит полное открытие перепускных каналов. От величины открытия каналов зависит давление на поршень.
Удерживание руля в соответствующем положении, когда колеса направлены в любую сторону, способствует перемещению поворотного золотника с его выравниванием за счет торсиона относительно вала распределителя. Распределитель занимает среднее положение, при котором жидкость начинает циркулировать из насоса в расширительный бак, не оказывая при этом воздействия на поршень.
Когда колеса поворачиваются в одну сторону до упора, то система начинает работать в режиме усиленных нагрузок. Особенно большие перегрузки испытывает насос, что приводит к повышению шума его работы. Не рекомендуется допускать удержание руля в крайнем левом или правом положении колес длительное время (более 5 секунд), так как нагрузке подвергается и двигатель автомобиля, коленчатый вал которого соединяется посредством ременной передачи со шкивом насоса ГУР. Более детально о том, как устроен механизм ГУР, и принцип его работы описан в видео материале ниже.
Основные достоинства использования механизма ГУР на автомобиле Приора
Если задаетесь вопросом о том, стоит ли покупать Приору с ГУР, тогда этот раздел обязательно следует прочитать, чтобы в итоге узнать об основных достоинствах механизма гидроусилителя руля. К числу главных преимуществ системы ГУР на Приоре относятся:
- Надежность. Системы имеют большой срок службы, но для этого важно проводить регулярно ТО и менять масло. По регламенту замена масла в ГУР на Приоре должна выполняться 1 раз в 2 года или через каждые 80-100 тысяч км пробега. Несоблюдение этих простых рекомендаций способствует значительному снижению ресурса системы.
- Безопасность. Управлять ТС с ГУР значительно легче, что позволяет минимизировать вероятность возникновения столкновений и прочих видов ДТП при объезде препятствий.
- Комфорт. Нельзя забывать и о том, что управлять автомобилем с ГУР сможет даже хрупкая девушка. Ведь руль крутится легко, а значит, водитель не устает от дальних и продолжительных путешествий.
- Эффективность. В случае неисправности системы, на автомобиле можно продолжать движение. Только при этом руль станет очень «тяжелым», но опытный водитель без проблем сможет доехать домой самостоятельно, не вызывая эвакуатор или техпомощь.
Немаловажно учитывать и тот факт, что система ГУР имеет и некоторые недостатки. Основной минус в том, что насос создает дополнительную нагрузку на коленчатый вал, поэтому снижается мощность двигателя (в среднем примерно на 2%).
Поломки механизма ГУР на Приоре: виды неисправностей и способы выявления дефектов
Качество жидкости для системы ГУР оказывает непосредственное влияние на ресурс системы. В ходе эксплуатации автомобиля не исключается вероятность возникновения разных неисправностей. Наиболее часто встречающиеся поломки и признаки на Приоре с системой ГУР — это:
- Шумность работы насоса ГУР.
- Возникновение протечек в местах соединения гидравлических шлангов.
- Вибрация руля.
- Возрастает необходимость прикладывания больших усилий для поворота колес.
- Появляются толчки в руль, особенно при поворотах.
- Облегчение вращения руля на больших скоростях.
- Свист во время поворачивания.
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что механизм ГУР нуждается в диагностике. Лучше сразу проверить систему, выявить дефекты и устранить их, чем дожидаться, пока гидроусилитель руля выйдет из строя полностью, что может повлечь за собой вероятность возникновения аварийной ситуации.
Рассмотрим несколько видов неисправностей ГУР на Приоре, с которыми часто сталкиваются автовладельцы:
- Возникновение толчков в руль. Причина такого явления заключается в ослаблении приводного ремня. С течением времени этот элемент растягивается, поэтому нужно осуществлять регулировку его натяжения. Ремень натягивается на Приоре с ГУР при помощи ролика натяжителя. Подробное описание этого процесса можно найти здесь. Причина возникновения толчков может также быть в нарушении целостности резиновых шлангов или металлических трубок. На шлангах высокого и низкого давления известна проблема их растрескивания (особенно некачественных). На магистрали низкого давления подвергается коррозии металлическая трубка. Она со временем ржавеет на всех Приорах, и поэтому ближе к пробегу в 100 тысяч ее нужно менять. Ниже она представлена на фото.
- При прокручивании руля увеличивается усилие. Обычно связан такой дефект с недостаточным количеством жидкости в системе. Если уровень в норме, следует проверить натяжение ремня и его состояние. Вспомните, когда последний раз менялось масло, и в случае необходимости, выполните его замену.
- Шум при работе мотора. Это еще один из наиболее часто встречающихся видов поломок на Приорах с ГУР. При пуске двигателя обнаруживается гул в районе генератора. Многие связывают этот дефект с неисправностью генератора, но это может быть также насос ГУР. В насосе используется подшипник, который со временем изнашивается, и его следует менять. Многие рекомендуют не разбирать насос, но этот механизм вполне ремонтопригодный. На Приоре в насосе ГУР используется подшипник 6303 (303). Он имеет такие параметры, как внутренний диаметр 17 мм, наружный диаметр 47 мм и ширина 14 мм. Причем выбирать рекомендуется изделия польского или японского производства.
- Течь масла из маслонасоса выявить несложно, а ремонт такой поломки осуществляется путем замены сальника. На ГУР Приоры нужен сальник с маркировкой ZF 0770-080-463 и размерами 19x32x7 мм.
- Вибрации руля возникают в случае завоздушивания системы. Причиной разгерметизации является нарушение целостности соединений. Обязательно нужно выявить причину попадания воздуха в систему, и устранить ее. После этого выполнить прокачку.
Чаще всего проблемы механизма ГУР связаны непосредственно с насосом. Именно этот элемент подлежит диагностике, ремонту или замене. Как снять и заменить насос ГУР на Приоре, рассмотрим подробно далее.
Особенности правильного слива жидкости ГУР на Приоре
Сливать жидкость ГУР на Приоре необходимо не только в случае потребности ее замены, но и когда нужно снять или заменить насос в случае возникновения проблем с ним. Процесс слива масла с системы ГУР выглядит следующим образом:
- Поднять переднюю часть автомобиля, вывесив передние колеса. Это нужно для того, чтобы осуществлять вращение руля вхолостую, а не под нагрузкой.
- После этого выкачиваем шприцом из расширительного бачка всю жидкость.
- Далее не поленитесь взять полиэтилен, и накрыть ремень генератора. Это исключит вероятность попадания на него масла, из-за которого ресурс изделия снижается в 10 раз.
- Ослабляется крепление хомута шланга, который отвечает за обратку. Он показан на фото ниже. Предварительно подготавливаем емкость, в которую будет сливаться остаток жидкости в системе. Хомуты при сборке системы рекомендуется заменить. Причем лучше использовать изделия самозажимного типа, так как они не разрезают шланг при избыточном усилии сжатия.
- Опустив извлеченный шланг обратки в предварительно подготовленную емкость, просим товарища покрутить руль в обе стороны. Из шланга выйдут остатки масла в системе.
- Если нужно заменить или промыть бачок, тогда ослабляется крепление хомута, который отвечает за фиксацию подающего шланга, соединяющегося с насосом, и сливаются остатки в бачке.
- Чтобы слить максимум жидкости из системы, понадобится добраться до самой нижней точки системы, которая находится на обратке. Ослабить крепление хомута, и разъединить металлическую трубку с резиновым шлангом.
Далее необходимо ослабить крепление кронштейна, фиксирующего бачок. Для этого ключом на «10» вывинчивается крепежный болт с кронштейна, который имеет форму хомута.
Разводим хомут, и извлекаем бачок.
Промывку бачка рекомендуется выполнять бензином или керосином, поле чего тщательно просушить.
Бачок является неразборным, поэтому в случае значительного его загрязнения, понадобится выполнить замену. Ниже показано, как выглядит загрязненный фильтр в бачке ГУР.
На этом процедура слива жидкости с системы ГУР и снятие бачка для чистки и замены завершена. Когда будет заливаться новое масло в бачок ГУР, обязательно необходимо не забывать удалить воздух из системы.
Для этого после того, как бачок будет заполнен до уровня (уровень находится на крышке), нужно покрутить руль на автомобиле (передние колеса должны быть подняты). После этого снова добавить жидкость, и завести мотор. В процессе работы насоса жидкость в бачке снизится, поэтому доливаем его до уровня.
Как снять насос ГУР на Приоре для его ремонта или замены подробное описание
Если возникла необходимость снятия и замены насоса ГУР на Приоре, тогда следует переместиться вниз (машину лучше поставить на яму), и снять защиту при ее наличии. Далее по инструкции:
- Скидываем приводной ремень генератора, ослабив фиксацию ролика натяжителя.
- Далее процесс может реализовываться двумя способами. Первый заключается в том, что нужно выкрутить болты крепления шкива ГУР.
- Используя ключ на «13», необходимо открутить три болта крепления шкива насоса гидроусилителя, застопорив его отверткой. Снимаем шкив.
- Далее ключом на «13» нужно выкрутить болты крепления насоса ГУР к кронштейну со стороны расположения шкива.
- Второй способ исключает необходимость снятия шкива. Выкрутить болты с этой стороны можно при помощи головки на «13» через отверстия в шкиве путем его проворачивания.
- Три болта крепления насоса ГУР находятся с другой стороны изделия. Их также необходимо выкрутить, чтобы снять устройство. Снимаем вместе с монтажной пластиной.
- Используя крестовую отвертку, необходимо ослабить натяжение хомута, чтобы снять резиновый шланг, соединяющий устройство с расширительным бачком. Снимаем шланг.
- Свешиваем насос, и подставляем емкость, чтобы из насоса вытекли остатки жидкости.
- Используя рожковые ключи на «22» и на «27», осуществляем вывинчивание шланга высокого давления, соединяющего устройство с рулевой рейкой.
- Извлекаем насос.
Инструкция показана на видео ниже.
Устанавливаем новый насос или аналогичный после ремонта (например, при замене подшипника). При сборке рекомендуется воспользоваться динамометрическим ключом, чтобы затянуть:
- болты крепления насоса ГУР с усилием в 30-40 Нм;
- болты крепления шкива ГУР с усилием в 30-40 Нм;
- болт штуцера шланга высокого давления с усилием в 60-70 Нм.
После замены насоса, остается только залить жидкость, прокачать систему (выгнуть воздух), и проверить исправность ее работы.
Пошаговая замена шлангов системы ГУР на Приоре
На Приорах проблему создает не только насос, но еще и соединительные шланги системы. Причем то и дело, что из строя выходят, как шланги высокого давления, так и низкого (обратный и подающий). Именно о том, как выполнить их замену, рассмотрим далее.
Для начала уделим внимание вопросу правильного выбора шлангов высокого давления на Приору. Изделия имеют следующие артикулы:
- 21100-3408100-10 — шланг высокого давления ГУР на Приору.
- 21100-3408018-10 — шланг высокого давления с трубкой на ГУР Приора
Важно ответственно подойти к выбору этих изделий. Сегодня изделия предлагаются в нескольких вариантах. Это изделия старого и нового образца. Отличия в них незначительные, но они присутствуют, и убедиться в этом можно, взглянув на фото ниже.
Если вы заметили, то на шланге старого образца металлическая трубка является разъемной, а на изделиях нового образца, она не разъединяется. Это большой минус, так как теперь для того, чтобы заменить шланги высокого давления на Приоре, используя изделия нового образца, необходимо отсоединять рейку. Однако это еще не самый большой недостаток.
Собственно проблема заключается вовсе не в типе изделий, а кто является их производителем. Покупать новые шланги высокого давления ГУР на Приору необходимо только оригинальные, так как китайские и прочие компании изготавливают их без одной очень важной детали — виброгасителя. Этот элемент должен быть внутри шланга, а его назначение заключается в том, чтобы гасить вибрации в системе. Находится виброгаситель посередине шланга в том месте, где расположена металлическая вставка.
Если столкнулись с тем, что после замены шлангов высокого давления, при повороте руля возникает хруст и скрежет, значит, на автомобиль были установлены неоригинальные шланги, в которых нет искрогасителя.
Теперь перейдем к процессу замены шлангов высокого давления на Приоре. Процесс интуитивно понятный и несложный. Его суть в следующем:
- Слить жидкость с системы.
- Далее отсоединить трубку от насоса ГУР, с чем проблем собственно не возникает.
- Отсоединить шланг от рейки. Если осуществляется установка шланга высокого давления старого образца, тогда можно открутить шланг в месте соединения с металлической трубкой, и выполнить соответствующую замену. Это значительно проще и быстрее.
- Если же устанавливается шланг высокого давления нового образца, тогда понадобится ослаблять крепление рейки. Этот процесс более трудоемкий, поэтому автовладельцы часто стараются найти шланги старого образца, чтобы минимизировать количество выполняемых действий. Ниже на фото показаны шланги высокого и низкого давления, которые выступают из рулевой рейки.
- Коротко рассмотрим, как выглядит процесс ослабления рейки для получения доступа к подводящему и обратному штуцеру.
- Чтобы ослабить рулевую рейку, понадобится предварительно в салоне отсоединить кардан от вала рулевой рейки.
- Перед откручиванием болтов крепления рулевых тяг к рейке, нужно снять фиксирующую пластину.
- Для этого поддеваем ее отверткой, и извлекаем.
- Открутить два болта крепления тяг к рулевой рейке.
- Выкрутить 4 гайки крепления ключом на «13», которые фиксируют рейку. Рейка держится на шпильках кронштейнов, приваренных к моторному щиту. Ниже показаны две гайки с левой стороны.
- И две гайки крепления рейки с правой стороны.
- Часто при вывинчивании этих гаек, шпильки обламываются. Причем они обламываются не под корень, а наполовину, и при этом остается некоторый выступ. Причина, скорее всего, в использовании дефектных шпилек с завода. Простой способ решения проблемы в таком случае есть. Воспользоваться латунной гайкой крепления коллектора ВАЗ-2108. Она имеет некоторый выступ с резьбой, благодаря чему входит под кронштейн, и надежно затягивается.
- Если же шпилька обломилась полностью, тогда понадобится срезать кронштейн (его оригинальный номер 21100-3403016-10), и приварить его.
- Для удобства выполнения работ, можно открутить верхнее крепление защиты от нагрева (металлическую пластину), и отвести ее в сторону. Добраться до нижнего крепления пластины сложно, поэтому если не удастся выкрутить болт, то работы можно проводить в таком виде, как показано на фото ниже.
- Потянуть рейку на себя, и получив доступ к штуцерам, где подключается трубка высокого и низкого давления, выполнить вывинчивание крепежных болтов.
- Сделать это затруднительно, поэтому понадобится воспользоваться удлинителем и карданчиком на вороток. Снизу из ямы необходимо сорвать крепление болта головкой на «19», и выкрутить его.
- Меняем шланг, и завинчиваем его. Сборку рейки на Приоре с ГУР осуществляем в порядке обратном снятию.
- Не редко автовладельцы прибегают к тому, что попросту меняют только один шланг на соединении двух элементов.
Если же шланг, который соединяется с рейкой, находится в неудовлетворительном состоянии, тогда его следует заменить, иначе проблемы с механизмом ГУР не будут устранены. Ниже на фото показано, как крепятся трубки высокого и низкого (обратки) давления на снятой рейке с ГУР Приоры.
Подробный процесс отведения в сторону рейки с ГУР на Приоре для замены шлангов высокого давления показан на видео ниже.
Процесс замены шлангов низкого давления выполняется значительно проще. В месте соединения шланга с рейкой, можно лишь ослабить крепление хомута, и отсоединить патрубок от металлической трубки.
Ниже на видео показан альтернативный вариант замены металлической трубки ГУР низкого давления на Приоре.
Стальной шланг обратки крепится 3 скобами (артикул 21100-3408159-00) с резиновыми подушками (артикул 21100-3408157-00), а резиновый шланг одной скобой с резиновым уплотнителем (артикул 00001-0045702-80). После их снятия, можно извлечь трубку со шлангами, и выполнить замену.
Замена приводного ремня гидроусилителя на Приоре: инструкция и выбор изделия нужной длины
Приводной ремень насоса ГУР еще называется ремнем генератора. Подробное описание процесса его замены описано в материале по ссылке.
Какой размер ремня необходимо покупать для привода ГУР на Приоре, подробно описано здесь.
Подводя итог о механизме ГУР на Приоре, следует отметить, что эта система нуждается в регулярности обслуживания и диагностики. Обязательно важно это учитывать, чтобы исключить вероятность выхода устройства из строя во время движения. При первых признаках неисправности не следует пренебрегать советами и рекомендациями по поиску поломки. Первым делом проведите визуальную диагностику, ведь банальный скрежет или толчки в руль могут происходить по причине нарушения целостности магистральных шлангов и трубок.