Как устроен двигатель внутреннего сгорания, и принцип его функционирования, известен каждому автовладельцу. Важнейшей деталью в конструкции таких агрегатов является клапан, а точнее клапаны. Благодаря им происходит открытие каналов для впуска топливно-воздушной смеси в цилиндр, а также выпуск отработавших газов, которые поступают в выпускной коллектор. Приора — популярный народный автомобиль, который пользуется популярностью среди автовладельцев разных возрастов. Среди самых распространенных и часто покупаемых запчастей являются клапана Приоры. Автовладельцы покупают их с целью необходимости замены штатных изделий, пришедших в негодность по соответствующим причинам.
Содержание материала
Общая и очень важная информация о клапанах
Назначение у клапанов двигателя довольно простое. Они нужны для того, чтобы осуществлять открытие отверстий в ГБЦ для впуска порции ТВС в цилиндр, а также выпуска отработанных газов. Состоят такие детали из двух основных частей — головки и стержня. Важно понимать, что изделия являются цельными, и они не подлежат ремонту в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации. Если посмотреть на клапан (фото ниже), то можно увидеть, что он имеет плавный переход от стержня к головке. Элемент с такой конструкцией получил название «тюльпан».
Считалось, что чем плавней этот переход от стержня к головке, тем эффективнее будет происходить как заполнение камеры сгорания ТВС, так и ее очистка от отработанных газов. Так считалось раньше, пока не был проведен ряд экспериментов, и выявлено, что наиболее эффективными все-таки являются изделия Т-образной формы. Это объясняется двумя причинами:
- Лишний металл только утяжеляет конструкцию изделия, а каждый грамм негативно отражается на функционировании устройства, и снижает технические свойства двигателя.
- Уменьшается площадь канала, по которому проходит ТВС в цилиндр, а также выходят выхлопные газы из него. В итоге снижается мощность двигателя, и падает КПД.
Именно поэтому на вопрос о том, какие лучше выбирать клапана на автомобиль — Т-образные или тюльпаны, можно смело дать правильный ответ. Выбирать стоит только Т-образные изделия. Отличия в конструкции устройств показаны на фото ниже.
Особое внимание уделяется выпускным клапанам, которые испытывают большие нагрузки, как температурные, так и механические. При выпуске отработавших газов из камеры сгорания, выпускной клапан преодолевает давление в камере сгорания для открытия отверстия. Чтобы минимизировать это сопротивление, изделия делают с минимальной площадью тарелки. Тарелкой называется часть головки, которая перекрывает доступ к камере сгорания. Кроме того, выпускные изделия испытывают высокие температурные нагрузки (около 800-900 градусов). Впускные нагреваются гораздо меньше — до 300 градусов, так как они контактируют с пламенем только тарельчатой частью.
Вышеописанная информация нужна для того, чтобы понимать, из каких материалов следует выбирать клапаны на автомобиль, чтобы они служили долго. Ведь частой проблемой этих устройств является их прогорание. Однако на современных автомобилях необходимость замены клапанов возникает и по другой причине — их загибание. Происходит этот процесс по причине того, что обрывается ремень ГРМ, что в итоге приводит к непосредственному контакту клапанов с поршнями. Именно с таким явлением часто сталкиваются владельцы автомобилей Приора, где крайне важно регулярно производить замену ремня ГРМ (а также роликов и помпы), чтобы предотвратить возникновения серьезных неисправностей в двигателе.
Клапан для автомобиля изготавливается из двух разных материалов:
- Головку делают из жаропрочных веществ с добавлением большого количества присадок.
- Стержень изготавливается из углеродистой стали.
Цельнолитая конструкция клапанов получается посредством того, что две заготовки соединяют сварочным способом и шлифуют. Раньше их изготавливали способом литья. Выпускные клапана покрываются твердыми сплавами, что необходимо для предотвращения развития коррозионных процессов. Выпускные клапана изготавливают с применением хромистых и хромоникелевых сплавов со средним содержанием углерода. Такие изделия получают дополнительное охлаждение за счет того, что топливо способствует отводу температуры.
На головке клапана имеется фаска, которая позволяет обеспечивать стыковку изделия с седлом ГБЦ. Углы наклона фаски составляют 45 градусов для впускных и 45 или 30 градусов для выпускных. Имея представление о том, что же такое клапаны двигателя внутреннего сгорания, следует перейти к изучению вопроса о том, почему же на Приорах происходит их загибание.
Почему на Приоре загибает клапана: разбираемся в причинах
Гнутся клапана на Приоре — распространенная проблема, с которой очень часто сталкиваются владельцы современных автомобилей от АВТО-ВАЗ. Такие последствия происходят потому, что поршни сталкиваются с клапанами, и это в итоге приводит к их деформациям. Причем деформироваться могут не только клапаны, но и поршни.
Теперь о причинах таковых явлений. Выше уже упоминалось, почему так происходит. Всему виной являются неисправности механизма ГРМ, а если точнее, то случиться загибание клапанов на Приоре может только в двух случаях:
- Если произойдет обрыв или проскакивание ремня ГРМ. Причины этого самые разные: выработка ресурса ремня, попадание на него моторного масла или ОЖ, что происходит по причине нарушения герметичности помпы, заклинивание водяного насоса, а также неисправность ролика натяжителя (способствует проскакиванию ремня).
- При неправильной регулировке газораспределительного механизма, что случается при замене ремня ГРМ.
Что же происходит в таком случае, когда рвется ремень или он проскальзывает, тем самым нарушая синхронизацию деталей ГРМ. Происходит следующее:
- распредвал в таком случае останавливается, и при этом замирают в соответствующем положении клапаны;
- коленчатый вал продолжает движение по инерции.
Достаточно нескольких оборотов коленчатого вала, чтобы поршни столкнулись с тарелками клапанов, и при этом произошла деформация этих деталей. Все происходит именно так. И теперь остается разобраться лишь в одном вопросе — почему это случается? Ведь на автомобилях карбюраторного типа таких проблем не случалось, и если рвался ремень ГРМ, то для продолжения движения, нужно было лишь заменить его. Теперь же загибание клапанов приводит к необходимости их замены на Приоре, а это не только большие расходы (особенно для владельцев авто с 16-клапанными моторами), но еще и затраты времени.
Раньше на автомобилях не гнуло клапана, так почему же сейчас происходит это явление? Причина в том, что инженера (не только авто-ВАЗа) постоянно совершенствуют силовые агрегаты. Такие модернизации позволяют повысить такие характеристики, как КПД и мощность, а также снизить расход. Одним из способов достижения положительных изменений в характеристиках мотора является снижение объема камеры сгорания. Раньше конструкция двигателя была такой, что клапана находились выше, и никак не могли контактировать с поршнями. Однако от таких конструкций современные производители ДВС отказались по ряду вышеописанных причин.
На современных моторах, которые используются на Приорах, а это 21116, 21124, 21126, 21127, используется модернизированная конструкция двигателей. В них происходит такая картина, что в случае остановки клапана при работающем моторе, он сталкивается с поршнем. В итоге от силы поршня деформируется самая слабая часть клапана — стержень. Восстановить его невозможно, поэтому однозначно замена. Причем менять рекомендуется все 4, 8 или все 16 клапанов на Приоре.
Для предотвращения вероятности загибания клапанов на Приоре производители авто-ВАЗа пытались решить эту проблему использованием поршней с выемками (проточками), за счет которых в теории исключалась вероятность загибания клапанов. Такими поршнями комплектовались некоторые модификации моторов, но вскоре от них быстро отказались. Причиной этого являются следующие минусы:
- большой вес за счет сложности конструкции;
- увеличенный расход топлива;
- снижение мощности на 5-7%;
- все равно загибает клапана.
Если решили заменить поршни на Приоре (на изделия с проточками) с той целью, чтобы снизить вероятность возникновения процесса загибания клапанов на Приоре, то делать это не рекомендуется. Причины того известны: снижение мощности двигателя (причем ощутимо), увеличение расхода топлива и падение динамики. В таком случае правильнее будет следить за ресурсом ремня ГРМ (менять нужно каждые 60 тысяч км пробега) и выбирать только оригинальные детали (помпа, ремень, ролики).
Выбор клапанов на Приору: какой фирмы лучше покупать детали
Вышедшие из строя клапана на автомобиле подлежат замене. Это касается не только случаев их загибания, но и прогорания или естественного износа. Процессу замены клапанов на Приоре посвящена отдельная сайта на сайте, а в этом разделе уделим внимание вопросу выбора оптимальных вариантов. Почему это так важно? Сегодня существует довольно много подделок и некачественной продукции, а владельцы Приор, сталкиваясь с необходимостью замены клапанов (особенно для 16-клапанных моторов) стремятся всеми способами сэкономить на таком незапланированном ремонте. Часто для этого выбирают изделия малоизвестных фирм, которые привлекают своей стоимостью, но при этом качество их желает лучшего. Именно в этом контексте и имеет смысл произвести детальный анализ клапанов на Приору, предлагаемых современными производителями.
Сразу стоит отметить, что клапаны на автомобили продаются комплектами, но их можно купить поштучно. Они также поставляются как набором из впускных и выпускных вариантов, так и отдельно. На Приору предлагаются в двух вариантах: для 8-клапанных и 16-клапанных. Замену клапанов рекомендуется выполнять комплектом.
На Приору клапаны выпускают разные производители, поэтому у автовладельцев имеется возможность выбора. Средняя стоимость комплекта клапанов на 8 штук составляет 40-50 долларов, а на 16 штук — 70-90 долларов. Все зависит от качества продукции. Однако клапаны отличаются не только качеством, но и характеристиками. Одной из популярных тем сегодня является возможность замены штатных клапанов на устройства, которые называются облегченными. Это такие устройства, в которых снижен вес, что реализуется с целью уменьшения инерционных нагрузок, а также возможностью развития высоких оборотов двигателя. При этом производители также заявляют, что применение облегченных клапанов позволяет избавиться от эффекта их зависания.
Стоимость облегченных устройств отличается незначительно от обычных, поэтому у автовладельцев есть возможность выбора. Однако давайте разберемся, стоит ли ставить такие изделия на автомобиль?
Если Приора используется для повседневных поездок на работу или на дальние расстояния, и при этом владелец не стремится выжимать из двигателя всю его мощь, то не имеет смысла ставить облегченные варианты устройств. В том случае, если же владелец любит экстремальную езду, тогда стоит задуматься о специальных клапанах облегченного типа. Причем облегченные клапаны на Приору можно не только купить в готовом виде, но и доработать обычные изделия, доверив этот процесс хорошему токарю.
В итоге следует отметить, что если владельца устраивали прежние характеристики двигателя, то не имеет смысла покупать облегченные варианты. Улучшить оборотистость двигателя так, чтобы ощущалась разница, не получится.
С завода автомобили ВАЗ-2170 и его модификации комплектуются разными двигателями. Однако на всех моторах применяются оригинальные виды клапанов от компании «Авто-ВАЗ». Они имеют следующие оригинальные номера:
- 21120-1007012-03 — выпускные 8-клапанные.
- 21120-1007012-03 — впускные 8-клапанные.
- 21080-1007010-01 — впускные на 8-клапанные.
- 21080-1007012-02 — выпускные на 8-клапанные.
- 21120-1007010-03 — впускные на 16-клапанные моторы.
- 21080-1007012-02 — выпускные на 16-клапанные моторы.
- 21080-1007010-86 — 8-клапанные моторы.
- 21120-1007010-86 — 16-клапанные моторы.
Клапаны с этими номерами подходят для всех типов двигателей, которые устанавливались на Приорах. Важно знать, что изделия от авто-ВАЗ не имеют маркировки на поверхности. При этом они отличаются надежностью, доступностью и хорошим качеством (не наилучшим). При их покупке важно не попасть на подделку. В наборе могут присутствовать изделия с дефектами в виде сколов, задиров и прочих деформаций.
Однако в продаже предлагаются изделия других производителей, характеристика которых поможет автовладельцам определиться с выбором:
- AVTOSTANDART 21080-1007010-95 — изделия от компании «Автостандарт», которые характеризуются низкой стоимостью и средним качеством. Комплект из 8-ми деталей стоит 1500 рублей.
- Master-Sport или MS (не путать с SM) — изделия немецкого производителя, которые выпускаются для разных двигателей семейства ВАЗ. Одна из лучших альтернатив штатным изделиям, но при покупке нужно внимательно выбирать, так как попадаются подделки. Производитель дает гарантию на ресурс изделий в 150 тысяч км пробега, а максимальный срок их службы составляет не менее 300 тысяч км. Цена за комплект из 8 клапанов составляет около 2000 рублей.
- Самарский завод клапанов — предприятие выпускает детали не только для автомобильных двигателей, но и тракторных. Отличаются надежностью и доступностью. Цена за комплект из 8 штук составляет около 2000 рублей. Из этого следует, что продукция довольно качественная. Их можно ставить взамен оригинальным изделиям, но обязательно покупая у официальных поставщиков запчастей.
- LECAR 01206092 — российский бренд, который выпускает продукцию среднего качества. Стоимость комплекта из 8 деталей составляет от 1700 рублей.
- Prima — польский производитель запчастей, который выпускает детали для Приоры и других автомобилей ВАЗ. Клапана этого бренда не пользуются популярностью, что связано с высокой их стоимостью. Средняя стоимость комплекта Prima из 8 клапанов составляет 3500 рублей. Именно такие варианты изделий рекомендуется выбирать на Приору, если причина проведения замены устройств заключается в их прогорании. Вес выпускного клапана составляет 41,8 г, а впускного 44,6 г.
- Kolbenschmidt — немецкий бренд, который занимается выпуском запчастей, качество которых не уступает оригинальным деталям, а порой даже и превосходит их. Многие выбирают изделия этого бренда по той причине, что они имеют доступную стоимость (комплект из 8 штук стоит 2000 рублей), и при этом отличаются высоким качеством.
- SM — немецкий бренд, который поставляет запчасти на отечественный рынок. Изделия отличаются износостойкостью. Реальный пробег составляет не менее 250-350 тысяч км пробега, а гарантия производителя — 12 месяцев. Из минусов нужно отметить большое количество подделок на рынке, поэтому покупать нужно у проверенных поставщиков.
- AMP — польский бренд, который предлагает достаточно надежные и качественные изделия по доступной цене. Для производства клапанов используются сплавы, устойчивые к воздействию больших температурных нагрузок. Специальная технология производства изделий способствует охлаждению устройства в ходе функционирования. Набор из 4 клапанов стоит 1300 рублей.
- TRW — немецкая компания, которая выпускает разные виды запчастей для автомобилей как российского производства, так и европейского и даже американского. Изделия после выпуска проходят проверку, что исключает вероятность поступления в продажу дефектных устройств. Цена комплекта из 8 штук составляет около 1800 рублей.
- ОАО «ЧАМЗ» 2108-1007010-01-Ч — продукция от Челябинского завода. Комплект из 4 штук стоит 700-800 рублей. Надежные и прочные клапаны, которые изготавливаются из жаропрочных сталей. При покупке важно проверять комплектацию, а также осматривать детали на наличие дефектов.
- ВолгаАвтоПром 2108-1007010(12) — российская компания, продукция которой не имеет проблем в процессе эксплуатации. Цена комплекта из 8 клапанов составляет 1700 рублей.
Это довольно не весь перечень клапанов, которые выпускаются разными производителями для автомобилей Приора. Однако выбрать подходящий вариант из представленного списка не составит труда. Если стремитесь получить качественную продукцию, то следует выбирать изделия немецких и польских производителей. Отечественные производители также предлагают надежные устройства, но они уступают по качеству зарубежным аналогам. Важно при покупке обращать внимание на комплектацию, и самое важное, не попасться на подделку. Именно поэтому покуйте клапаны у проверенных поставщиков, которые гарантирую их подлинность.
Подводя итог, следует сделать выводы, и сказать, что автомобиль Приора и другие современные модели от авто-ВАЗа имеют много уязвимых мест, поэтому автовладельцу важно не расслабляться при эксплуатации ТС, и строго контролировать не только периодичность проведения ТО, и следить за состоянием ремня ГРМ, но и выбирать детали и комплектующие элементы не самого худшего качества. И помните, что такие детали, как помпа, ролики и ремни, следует выбирать только высокого качества и от надежных производителей. Ведь от их надежности зависит срок службы клапанов на автомобиле.