Важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания играет такое устройство, как масляный насос. Это такой механизм, благодаря которому происходит перекачивание моторного масла из поддона к верхней части двигателя — механизму ГРМ. Для чего нужно масло в двигателе, наверняка знает каждый водитель. Маслонасос имеет несложную конструкцию, которая на разных моделях автомобилей может отличаться. Однако нас интересует масляный насос Приоры, которому уделим особое внимание, и выясним, какой оригинальный номер имеет изделие, особенности его проверки на исправность, способы демонтажа для ремонта или замены, а также узнаем ориентировочный срок службы.
Содержание материала
Назначение маслонасоса: что если агрегат выйдет из строя
Одна из частых процедур, выполняемых автовладельцами — замена моторного масла. Однако мало кто задавался вопросом о том, как же происходит его циркуляция внутри, благодаря которой и реализуется процесс смазки деталей двигателя, отвод тепла и загрязнений, а также защита поверхности металлических элементов от коррозии.
За этот процесс отвечает небольшая по размерам, но очень важная деталь, которая называется масляным насосом. С его помощью происходит перекачка моторного масла из поддона ко всем рабочим узлам двигателя внутреннего сгорания. Работает устройство сразу после пуска мотора, и кроме функции подачи масла, оно также выполняет еще одну очень важную задачу — создание давления в системе. О снижении величины давления масла в двигателе указывает соответствующий индикатор (масленка) на панели приборов, который есть у каждого автомобиля.
Причинами снижения давления масла в системе могут быть следующие факторы:
- уменьшение уровня моторного масла;
- неисправность датчика давления масла;
- снижение производительности масляного насоса. Трактуется именно в таком виде, так как маслонасос является одним из тех механизмов, который крайне редко полностью выходит из строя.
Если же маслонасос выйдет из строя, то об этом сразу же будет проинформирован водитель. На панели загорится «масленка», поэтому дальнейшее движение на автомобиле недопустимо до того момента, пока не будет выявлена причина, и соответственно устранена. Первым делом проверяется уровень масла. Если с ним все в порядке, тогда можно проверить маслонасос.
Убедиться в исправности масляного насоса в дороге можно путем вывинчивания пробки с заливной горловины масла. Проверку нужно выполнять на работающем моторе. Если из горловины будет выскакивать масло, а при попытке заслонить отверстие рукой, она будет притягиваться, то с маслонасосом все в порядке. Следует убедиться, что датчик давления масла на Приоре исправен. Причинами свечения индикации «масленки» на панели приборов могут быть также следующие факторы:
- использование масла несоответствующей вязкости;
- неисправность редукционного клапана (на маслонасосе), который не держит давление масла;
- большой зазор между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала;
- неисправность масляного фильтра;
- если масло давно не менялось, то оно начинает густеть, что приводит к серьезным проблемам в двигателе.
Если же маслонасос на автомобиле будет неисправен, и при этом продолжить движение, тогда последствия для мотора будут фатальными. Машина не проедет и нескольких километров, как произойдет заклинивание двигателя. Именно поэтому не следует пренебрегать поломками таких важных и ответственных агрегатов, которые хотя и очень редко выходят из строя, но случиться это может в любой момент времени.
Какой тип маслонасоса установлен на Приорах
Сегодня существует два основных типа масляных насосов, которые применяются на автомобилях. Они называются роторными и шестеренчатыми. На Приоре используются изделия роторного типа. Кроме того, следует также знать о том, что роторные насосы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Регулируемые устройства меняют свою производительность, что необходимо для достижения оптимального уровня давления масла в системе.
На Приоре устанавливаются нерегулируемые маслонасосы, в которых функция изменения давления масла возлагается непосредственно на такой конструктивный элемент, как редукционный клапан.
Эта часть механизма работает следующим образом:
- при функционировании двигателя на средних оборотах, насос перекачивает масло, создавая оптимальное давление;
- при повышении оборотов ДВС, возрастает давление масла, и чтобы не произошло неприятных последствий, в работу вступает редукционный клапан, который стравливает избыточное давление. Масло через открывающийся канал попросту возвращается обратно в картер.
Принцип работы роторного насоса достаточно простой. Внутри находится две плоские шестерни, одна из которых расположена внутри другой. Изделия входят в зацепление друг с другом при работе мотора, тем самым обеспечивая перекачивание масла. Ниже представлена схема устройства маслонасоса Приоры с обозначением составных деталей и их артикулов (заводских номеров).
Внутренняя шестерня соединена с валом, и она является приводной. Входя в пазы, которые имеются внутри наружной шестерни, происходит перекачивание масла.
Ниже предлагается конструкция и описание маслонасоса Приоры.
Где установлен маслонасос на Приоре
Как и на большинстве автомобилей, на Приоре масляный насос находится в нижней части двигателя со стороны ГРМ. Крепится механизм к блоку цилиндров. Ведущая или внутренняя шестерня устройства насажена на переднем конце коленчатого вала. Ниже на фото представлен вид расположения масляного насоса на Приоре (вид со стороны правой колесной арки).
Такое расположение маслонасоса на автомобиле является не случайным. Ведь он осуществляет всасывание моторного масла из картера и подачу его к верхней части двигателя. За счет такого размещения устройства, процесс его демонтажа является достаточно трудоемким. Однако в случае возникновения подозрений на неисправность изделия, его необходимо демонтировать и произвести детальный анализ на пригодность к дальнейшей эксплуатации.
Выше представлена схема расположения масляного насоса в конструкции двигателя с обозначением составных элементов.
Основные виды неисправностей масляных насосов на Приоре: способы определения поломок
У маслонасосов Приоры ресурс достаточно большой, но при пробеге автомобиля свыше 120 тысяч, могут возникнуть его неисправности. Что является частой причиной поломок устройства, выясним далее.
Прежде всего, нужно отметить, что ресурс изделия зависит от качества используемых моторных масел, а также периодичности их замены вместе с фильтром. К возможным видам поломок относятся следующие неисправности:
- Износ шестерней. При эксплуатации происходит их выработка, вследствие чего снижается производительность. Однако за счет постоянной смазки деталей, процесс износа настолько незначительный, что в замене изделия нуждаются крайне редко.
- Выход из строя редукционного клапана. Случается гораздо чаще, чем износ шестерней. Механизм состоит из пружины определенной жесткости и клапана, который открывается в случае увеличения давления в системе. Со временем изменяется жесткость пружины, поэтому даже при незначительных оборотах, давление в системе будет снижаться. На самом клапане могут образоваться признаки износа в виде задиров и сколов, поэтому элемент следует заменить в случае непригодности.
- Загрязнение фильтрующей сетки маслоприемника. Причины загрязнения сетки самые разные. Это и качество масла, и наличие отложений в двигателе в виде нагара, и нерегулярная замена масла с фильтром, и много других факторов. В любом случае загрязнившийся элемент приводит к тому, что насос будет функционировать не на полную производительность, и к тому же с дополнительной нагрузкой. Решить проблему можно путем очистки сетки маслоприемника.
- Снижение герметичности соединения маслоприемника с масляным насосом. Происходит по причине того, что со временем резиновое уплотнительное кольцо сдавливается. Для устранения неисправности нужно заменить резиновое кольцо. На фото ниже показано, как выглядит неисправный резиновый уплотнитель на маслоприемной трубке.
- Нарушение герметичности между насосом и блоком двигателя. Определяется наличием течи масла. Происходит по причине деформации уплотнительной прокладки между блоком двигателя и корпусом изделия. решается проблема путем замены прокладки. Некоторые автовладельцы прибегают к применению герметика, но лучше все-таки найти прокладку, и заменить ее. В материале указан ее оригинальный код. Если используется герметик, тогда лучше применять продукцию фирмы «Loctite», которые отличается химической стойкостью, а также они не выдавливаются при соединении деталей, и не попадают внутрь корпуса рабочего узла.
- Нарушение герметичности между крышкой насоса и корпусом. В процессе эксплуатации механизма нарушается герметичность соединения двух составных частей: корпуса и крышки. Случается это по причине выработки. В итоге падает производительность механизма. В таком случае устройство подлежит замене. Однако можно попытаться решить такую проблему нанесением герметика, как показано ниже на фото.
Иногда могут также встречаться такие неисправности, как повреждение крышки маслонасоса, что происходит зачастую по причине механического воздействия на крышку. В любом случае, неисправную деталь следует отремонтировать или же заменить ее. Собственно этому процессу уделим особое внимание, и выясним, как же правильно снять на Приоре маслонасос.
Когда нужно снимать маслонасос на Приоре и как его проверить без необходимости снятия
Необходимость снятия маслонасоса на Приоре возникает в случае подозрений на его неисправность. Кроме того, поводом для его демонтажа могут быть следующие признаки:
- для проверки герметичности;
- для замены прокладки масляного насоса;
- повреждение крышки в случае механического воздействия;
- повреждение крепления датчика коленвала;
- диагностика редукционного клапана.
Поводом к проверке маслонасоса и маслоприемника на Приоре могут быть компенсаторы, которые начинают беспокоить владельца. Если изделия начинают стучать на холодную, но при этом звук исчезает при прогреве двигателя, то одной из причин таких последствий может быть именно маслонасос. Если снижается его производительность, то масло к компенсаторам будет поступать с запозданием и в недостаточном количестве, а значит, они будут стучать при работе двигателя на холодную. Как только двигатель прогреется, и произойдет расширение каналов, и ситуация исправляется.
Как снять маслонасос на Приоре для ремонта или замены
Процесс снятия маслонасоса на Приоре занимает относительно немного времени. Процесс этот достаточно трудоемкий, но его вполне реально выполнить самостоятельно. Перед началом проведения соответствующих манипуляций рекомендуется подготовить необходимый инструмент и соответствующие материалы. Из инструментов понадобится съемник для демонтажа зубчатой шестерни коленчатого вала и головка Torx-E8, а из материалов и запчастей потребуются:
- новое масло и фильтр, так как старое нужно будет сливать. Конечно, если масло недавно было поменяно, то его вовсе не обязательно менять, но для этого нужно будет слить его в чистую емкость;
- ремень привода генератора, который рекомендуется заменить в случае его снятия. Как это правильно сделать, подробно описано здесь;
- прокладка для поддона. Ее артикул — 21080-1009070-00;
- прокладка для масляного насоса. Ее оригинальный номер 21080-1011065-10;
- сальник коленчатого вала (при необходимости).
После подготовки всех необходимых материалов, можно приступать к работе. Традиционно ниже предлагается инструкция по снятию маслонасоса на Приоре 16 клапанов от производителя.
Естественно, такой инструкции совсем не достаточно, чтобы выполнить снятие маслонасоса на Приоре, поэтому рассмотрим этот процесс по порядку с детальным описанием и фото. Начинаем с того, что автомобиль нужно установить на смотровую яму. В процессе понадобится снимать поддон двигателя, а сделать это без ямы практически невозможно.
После этого демонтируется защита двигателя при ее наличии, а также поддомкрачивается автомобиль с правой стороны, и снимается переднее колесо. После этого нужно снять ремень генератора, а затем выкрутить болты крепления верхнего и нижнего защитных чехлов ГРМ (используя шестигранник на «5»).
После этого переходим к детальному рассмотрению процесса снятия маслонасоса на Приоре.
- Первым делом нужно снять шкив коленчатого вала. Для реализации процесса понадобится вороток, головка на «17» и удлинитель (для возможности прикладывания больших усилий). На автомобиле нужно включить пятую передачу, попросить помощника нажать на педаль тормоза, и удерживать ее, пока второй человек не выполнит вывинчивание крепежного болта шкива коленчатого вала. Если болт не поддается вывинчиванию, то можно его подогреть предварительно газовой горелкой.
- После этого снимаем шкив. Теперь нужно снять ремень привода ГРМ. Демонтировать его полностью не нужно, а только снять с зубчатой шестерни коленчатого вала. Для этого первоначально выставляются метки на зубчатом шкиве коленчатого вала с отметкой на масляном насосе. Выставляется путем прокручивания шестерни коленчатого вала. Метку ставим и на опорной шайбе, чтобы установить ее аналогичной стороной.
- Снимаем опорную шайбу.
- Нужно дополнительно стянуть ремень на шестернях распредвалов, чтобы он не сместился.
- Ослабляем натяжение ремня. Для этого нужно ключом на «15» ослабить затяжку болта ролика натяжителя.
- Снимаем ремень с зубчатой шестерни коленчатого вала после его ослабления натяжения.
- Снимаем датчик положения коленчатого вала. Для этого понадобится ключ на «10». Предварительно отсоединяется штекер.
- Теперь нужно снять шестерню коленчатого вала. В этом поможет специальный ключ.
- Если такого инструмента нет в наличии, тогда, как указано в инструкции от авто-ВАЗ, можно это сделать при помощи отвертки. Аккуратно поддеваем, и вытаскиваем шкив, не изменяя положения коленчатого вала. На практике конечно отверткой извлечь шкив попросту нереально, поэтому все-таки лучше воспользоваться специнструментом.
- После этого переходим в нижнюю часть автомобиля, и сначала сливаем моторное масло.
- Если планируется замена масла, тогда не забываем выкрутить масляный фильтр, чтобы заменить его. Не забываем после слива масла, вернуть пробку обратно в поддон.
- Вывинчиваем ключом на «10» 16 болтов крепления крышки поддона.
- После этого аккуратно поддеваем поддон отверткой или проходим по периметру ножом, чтобы отделить от блока двигателя. Снимаем поддон.
- Поддон подлежит тщательной очистке.
- Теперь снимаем маслоприемник. Для этого понадобится ключ на «8», с помощью которого осуществляется выкручивание двух болтов, фиксирующих устройство к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала.
- И один болт, которым крепится маслоприемник к насосу.
- Ниже предлагается инструкция снятия маслоприемника на Приоре.
- Извлекаем маслоприемник, и проверяем уплотнитель.
- Теперь остается лишь демонтировать масляный насос. Для этого со стороны правого колеса вывинчивается 6 болтов ключом на «10». Однако здесь важно отметить, что на первых Приорах насос крепился при помощи болтов под ключ на «10», на всех последующих начали использовать болты со шляпкой под головку Torx-E8. Ниже представлено расположение болтов крепления масляного насоса на Приоре.
- Вывинчиваем их.
- Между насосом и блоком имеется прокладка, поэтому для снятия насоса, его нужно аккуратно поддевать, и демонтировать.
На этом процесс демонтажа завершен. Остается совершить необходимые манипуляции со снятым насосом, то есть проверить его, устранить дефекты по возможности или же попросту заменить. Установка осуществляется в порядке обратном снятию. В завершении обязательно выставляем необходимое натяжение ремня ГРМ и генератора. Более подробно об этом можно почитать в соответствующих статьях нашего сайта.
Важно отметить некоторые нюансы в процессе сборки. При завинчивании некоторых крепежных элементов, необходимо регулировать их силу затяжки. Для этого понадобится динамометрический ключ. Обращаем внимание на следующие крепежные элементы:
- болты крепления поддона или масляного картера завинчиваются с усилием от 5,2 до 8,2 Нм;
- болт крепления шкива коленчатого вала — 97,9-108,8 Нм;
- болты крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника — 8,3-10,3 Нм;
- болт крепления маслоприемника к насосу — 6,9-8,2 Нм;
- болты крепления корпуса масляного насоса — 7,2-9,2 Нм;
- болты крепления масляного насоса — 8,3-10,3 Рм;
- пробка редукционного клапан масляного насоса — 45,5-73,5 Нм.
На этом процесс снятия и замены масляного насоса на Приоре завершен. Убеждаемся в том, что новый механизм функционирует должным образом.
Особенности разборки маслонасоса для проверки и ремонта
Ниже на фото представлена инструкция, как разобрать и собрать масляный насос Приоры. Этот процесс понадобится в случае, если необходимо проверить детали устройства и заменить их.
Более подробно о том, как разобрать маслонасос Приоры, проверить его на пригодность, а также собрать и модернизировать, будет подробно описано в другом материале. Найти его можно будет на нашем сайте, воспользовавшись поиском или картой сайта.
В завершении следует отметить, что не стоит откладывать на потом проверку, ремонт или замену масляного насоса на Приоре. В этом материале были рассмотрены признаки неисправности устройства (как прямые, так и косвенные), его конструктивные особенности, назначение и самое главное — как выполняется снятие и замена. Используя инструкцию, можно самостоятельно выполнить процедуру демонтажа без необходимости посещения автосервиса.